Владимир Алеников: Считаю Арбат своей малой родиной
Недавно режиссеру, писателю и сценаристу Владимиру Аленикову исполнилось 75 лет.
За плечами 39 киноработ, постановки в театре, мультипликационные фильмы и «Ералаш», но для ребятни 1980-х его имя навсегда ассоциируется с «Приключениями…» и «Каникулами Петрова и Васечкина, обыкновенными и невероятными». Когда в 1983 году вышла первая часть дилогии, мальчики и девочки, забыв про прятки и жмурки, бежали домой к телевизору. А начинались приключения любимых киногероев со Вспольного переулка (Пресненский район).
— Владимир Михайлович, как появился сюжет?
— Всегда сюжет строится на том, что помню, что видел, чем впечатлен. Даже когда снимаю взрослое кино, пишу книги, пьесы, вкладываю собственный жизненный опыт. Если говорить об этой картине, то Васечкина в ней я писал с себя, а Петрова — со своего школьного друга, ныне питерского поэта Петра Брандта. О приключениях друзей я написал с десяток книг. В последней повести мои герои на Кавказе попадают в XIX век, в котором пытаются спасти Лермонтова от гибельной дуэли.
— С детьми трудно работать?
— Как только детей утверждаю на роль, начинаю с ними репетировать. Дети сами по себе играть не могут. Они только наигрывают. Поэтому их нужно учить. Наверное, помогает тот факт, что я пять лет проработал школьным учителем. Преподавал французский, русский и литературу. Я хорошо знаю, как важно на уроке, а теперь и на площадке, создать правильную атмосферу. Между детьми непременно должны возникнуть хорошие отношения. Если на съемках дети, для взрослых исключены вольности, алкоголь, нецензурная речь. Я этого не терплю.
— Дети совершали отчаянные поступки, как это делают взрослые?
— Конечно. Например, сцена, когда Васечкин (Егор Дружинин. — «МЦ») и Петров (Дима Барков. — «МЦ») ради медали друг друга из воды спасают, а потом их вытаскивает Маша (Инга Ильм. — «МЦ»), потребовала от ребят большого мужества. Снимали в Одессе осенью. Море было уже холодным. Мы на берегу стояли с одеялами и спиртом в руках, чтобы после каждого дубля тут же детей растереть и обогреть.
— Ваше детство, наверное, не было таким безоблачным, как у героев. Выродились в послевоенном Ленинграде в 1948 году. Родители пережили блокаду?
— Мама пережила блокаду. Из Ленинграда ее эвакуировали с сестрой за несколько месяцев до снятия блокады. Самые сложные годы она провела в городе. Но она была закаленная. Еще студенткой ЛГУ в конце 1930-х годов в 18 лет уехала военной переводчицей на гражданскую войну в Испанию. У нас была нормальная ленинградская семья. Первые годы жизни я провел в огромной коммунальной квартире. Мы жили на Невском рядом с кинотеатром «Художественный». Потом переехали на Герцена, ныне Большая Морская. Когда семья стала больше, мы вернулись на Невский, 54, в дом на углу с улицей Садовой, напротив Екатерининского садика.
— К Москве долго привыкали?
— Долгие годы чувствовал себя в Москве эмигрантом. В Ленинграде была совсем другая жизнь — более спокойная, более дружелюбная. Первый фильм, который я снимал в Москве, — «Сад» — по сути посвящен Петербургу. Никто не верит, что Летний сад я воссоздал в Кускове, а картину снимал здесь. Но уже к Москве привык и считаю Арбат своей малой родиной.
— Есть места, где любите пройтись?
— Сейчас времени ходить нет. Раньше жил ближе к Патриаршим прудам, во Вспольном переулке, и часто гулял с собакой. Весь район очень хорошо знаком. Академия Никиты Михалкова, где преподаю, находилась в здании Дома киноактера. Часто бываю в ЦДЛ, где теперь со своим театром ÁNTE будем играть спектакли. Это места, к которым за долгие годы привык.
— В новых работах используете опыт, полученный на съемках «Петрова и Васечкина»?
— Для того времени это был новаторский фильм. На съемках я открывал приемы, которыми пользуюсь до сих пор. Но я никогда не оглядываюсь. Считаю, надо смотреть только вперед и не думать о том, что было раньше. Только что закончил снимать большую картину под названием «Мятежники». Она также о детях. Это современная притча — призыв к толерантности, к поискам взаимопонимания, размышлениям об обществе. На этот раз я отказался от идеи пригласить любимых мною известных актеров. Но сделал несколько исключений. В фильме занята выдающаяся актриса, народная артистка РСФСР Ольга Волкова. Также играют Виталий Даушев, Ольга Спиркина, впервые в кино снялся худрук Театра имени Моссовета Евгений Марчелли.
— Как отметили юбилей?
— В кругу близких, друзей. Юбилейный творческий вечер, пройдет 26 сентября в Большом зале Дома кино, где мой театр ÁNTE покажет один из последних наших спектаклей — «Смертельный джаз».
СПРАВКА
Владимир Алеников родился 7 августа 1948 года в Ленинграде. В 1966–1967 годах учился на французском отделении филологического факультета Ленинградского государственного университета. В 1967 году экстерном окончил Высшие курсы иностранных языков. Работал учителем французского языка, русского языка и литературы в московской школе № 2. В 1972 году заочно окончил режиссерский факультет Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии, в 1975 году — Московскую студию драматургов при Союзе писателей А. Арбузова и С. Алешина. Как автор и режиссер начал работать в журнале «Ералаш», где родились Петров и Васечкин. Благодаря фильму-мюзиклу «Биндюжник и Король» получил приглашение в Голливуд, где проработал несколько лет. Среди книг — «Звезда упала», «Случайные закономерности», «Странники терпенья».