Владимир Хотиненко: Терпеть не могу пустой треп
Известный режиссер рассказал «МЦ» о секретах создания своего нового фильма-диалога.
В октябре в российский прокат выходит новый фильм Владимира Хотиненко «Наследники», снятый в жанре ток-шоу. Действие фильма происходит в самом центре Москвы. И сам режиссер живет в Доме писателей в районе Баррикадной, где мы с ним и встретились.
- Владимир Иванович, а для вас важно мнение зрителей?
- Безусловно. «Наследники» — 25-я моя картина, и каждый раз я снимаю исключительно для зрителя. Мало ли что мы хотели снять, но понятно ли это людям, интересно ли? Тем более, что жанр «ток-шоу» в художественном кино очень сложный. А в отечественном кино — и новый. Так что в определенном смысле я первопроходец.
- А почему «ток-шоу»?
- Форма «ток-шоу» подкупает возможностью задавать прямые, подчас острые вопросы и тут же получать прямые ответы. Прямой разговор исключает демагогию, а я терпеть не могу бессмысленный треп и болтовню вокруг да около.
- Возможно, ваши студенты во ВГИКе — будущие режиссеры — подталкивают вас на то, чтобы вы рисковали, пробовали новые жанры?
- Для меня обучать молодых людей режиссуре не менее важно, чем для них. Я ведь приглашал своих студентов на все стадии создания этой картины, и они очень помогали мне советами.
- Этим летом правительство Москвы наградило вас премией за кинематографическую и педагогическую деятельность
- Да, но эта премия для меня была вдвойне отрадна, потому что была отмечена именно моя педагогическая деятельность.
- Актеры говорят, что очень любят работать с вами. А как снимают режиссеры?
- По-разному. Я наблюдал, как Андрей Тарковский снимает фильм «Сталкер». Это было в Таллине. Признаюсь, был Тарковский вместе с актерами играет в «чику» (в монетки). Актер Николай Гринько — в «Сталкере» он сыграл профессора — ходил вокруг этой компании и причитал: «Андрей Арсеньевич, сколько можно дурака валять?» А он с помощью игры доводил актеров до нужного ему состояния. Ролан Быков рассказывал, как в течение получаса Тарковский поливал Кайдановского из лейки, добиваясь определенного психологического настроя актера. Никита Михалков, а я был его ассистентом на картине «Обломов», работает в ином стиле — более организованном, системном. Мне сложно говорить о своих методах, потому что не вижу себя со стороны.
- А это правда, что ваша красавица-супруга Татьяна Яковлева — ваш критик?
- Татьяна Витальевна мой самый строгий критик. Она — редактор моих фильмов, и очень взыскательный. Бывает, что мы спорим по поводу фильмов — и наших, и не наших. Она — киновед, педагог, ее уважают студенты, она — аристократка по происхождению и духу. Человек очень интеллигентный, гуманный , и я с ней очень счастлив. Каждый раз, снимая картину, я хочу ее покорить.
- Наверняка, есть вещи, к которым вы нетерпимы?
- На съемочной площадке не переношу подвыпивших людей. Имеется печальный опыт, когда я снимал свой первый фильм и позволял себе и съемочной группе пить всю ночь. А когда смотрел материал, ужасу моему предела не было. Задался вопросом: «Вова, а зачем ты поменял профессию, ведь ты архитектор?» С тех пор для меня железное прави- ло — ни грамма, ни намека на алкоголь во время работы над картиной. Могу попросить нетрезвого актера покинуть съемки, даже исполнителя главной роли.
- У вас есть секрет - как найти гармонию с миром?
- Суета в душе, в мыслях мешает жить, думать. Моя бабушка повторяла фразу: «Все, что ни делается, - к лучшему», - но по молодости я воспринимал ее как казус. В последние годы понимаю: она была права. Словом, чтобы обрести гармонию, надо перестать быть суетливым.
Справка
Владимир Хотиненко родился в 1952 году на Алтае. В 1976 году окончил Свердловский архитектурный институт, но, решив уйти в кинематограф, поступил на Высшие курсы сценаристов и режиссеров (мастерская Никиты Михалкова). Как режиссер поставил 21 фильм, написал 4 сценария и снялся в 8 фильмах. Заведующий кафедрой режиссуры Всероссийского государственного института кинематографии. Народный артист России. Лауреат премии «Ника» (1993 год), премии ТЭФИ (2006 год). Гран-при Международного кинофестиваля в Монреале.