Владимир Хотиненко: Верю, что люди пойдут смотреть серьезное кино
В октябре на экраны выйдет новый фильм народного артиста России Владимира Хотиненко «Ленин. Неизбежность» с Евгением Мироновым в главной роли.
Заведующий кафедрой режиссуры ВГИКа и мастерской режиссуры Института телевидения и радиовещания «Останкино», член Патриаршего совета по культуре Владимир Иванович Хотиненко беседует с нашим кинообозревателем.
— Владимир Иванович, ваши фильмы «Достоевский», «Поп», «1612: Хроники Смутного времени», «Гибель Империи», «72 метра» — очень разные картины, которые объединяет то, что все они сняты о важных исторических периодах. Что вас сподвигло снимать кино о такой противоречивой фигуре, как Ленин?
— Всегда хотел сделать фильм про этот исторический период. Он интересен, богат событиями, насыщен эмоционально: каждый день, факт, фигура могли бы тут стать отправной точкой для захватывающего сюжета. Я хотел сделать необычный фильм с новым взглядом на известные события.
— Как думаете, фильм будет иметь успех? Есть ли сегодня у зрителя интерес к нашей истории?
— Очень надеюсь на это. Верю, что люди пойдут смотреть серьезное кино. Хотя зритель у нас действительно интересный. Он с одной стороны голосует рублем, фи нансируя серьезные фильмы, такие как «28 панфиловцев».
Но в то же время, когда другой серьезный российский фильм (как, скажем, «Трудно быть богом» Алексея Германа) появляется в кинотеатрах, остается лежать на диване. Залы стоят пустые. Хотя, я думаю, что одна из причин, почему зритель не идет на наше отечественное кино — это отсутствии грамотной рекламы.
— Владимир Иванович, я заметила, что вы часто используете необычные формы подачи материала в своих фильма. Вам так легче говорить о смысле нашего земного существования?
— Для меня серьезная картина — это, прежде всего, серьезная тема. Ну а для чего еще снимать кино? А формы подачи? Они могут быть разные. Вот свой фильм о Сергии Радонежском, имевший большой общественный резонанс, я сделал в редком жанре «ток-шоу», но он был вовсе не про телевидение. Я всегда ищу форму, которая давала бы возможность поговорить о душе человеческой. Ну и о проблемах современного телевидения. Не случайно, один из персонажей говорит в этой картине гневные слова: «Чем вы кормите народ? Закормили хламом ».
— В исполнении Балуева это, кстати, звучит очень впечатляюще. Давайте от творческих подробностей перейдем к бытовым. Вы живете в центре. Нравится ли вам то, как меняется Москва? Удается ли погулять по столице?
— Удается. Мне очень нравится то, что появились прогулочные зоны, что Москва зеленеет, увеличивается количество парков, хорошеют скверы, появились скамейки и широкие тротуары.
Порядок чувствуется во всем.
— Говорят, что вы в свободное от работы время рисуете?
— Этот так. Я ведь сначала оканчивал архитектурный институт. Поэтому рисую довольно прилично и с удовольствием.
Но рисую, только когда есть время, если не занят съемками.
А во время работы над фильмом обычно зарисовываю эскизы к костюмам или декорациям.
Как отдыхаю? На праздники мы с супругой Танечкой обычно ездим к родителям на реку Пахру.
— Это традиция? А какие еще в вашей семье существуют?
— Если говорить о традициях, то когда мы с супругой справляем праздники вдвоем, то танцуем.
Хотя бы один танец. Под нашу любимую музыку Love me tender, love me true. Знаете?
— А как же! Это же Элвис Пресли!
— А еще мы любим путешествовать. И обычно на мой день рождения жена меня непременно увозит в горы. Это тоже стало традицией. Семейной.
СПРАВКА
Владимир Хотиненко (1952) — советский и российский киноактер, кинорежиссер, сценарист, педагог.
Народный артист Российской Федерации.
Обладатель премий «Ника» и ТЭФИ, известен как создатель патриотических и социально-психологических картин, среди которых «Зеркало для героя», «Мусульманин», «72 метра».