Опрос

25 апреля отмечается Всемирный день пингвинов. А вы знаете, какой из проживающих в Московском зоопарке, занесен к Международную Красную книгу?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Владимир Машков: Мой учитель, Олег Табаков, — из другого Времени

26 марта 2011 года. Режиссер, актер Олег Табаков (слева) и актер Владимир Машков на вручении премий Фонда Олега Табакова. Фото: официальный сайт Photoxpress
26 марта 2011 года. Режиссер, актер Олег Табаков (слева) и актер Владимир Машков на вручении премий Фонда Олега Табакова. Фото: официальный сайт Photoxpress
26 марта 2011 года. Режиссер, актер Олег Табаков (слева) и актер Владимир Машков на вручении премий Фонда Олега Табакова. Фото: официальный сайт Photoxpress
26 марта 2011 года. Режиссер, актер Олег Табаков (слева) и актер Владимир Машков на вручении премий Фонда Олега Табакова. Фото: официальный сайт Photoxpress

Из всех своих учеников актер Олег Табаков выделял Владимира Машкова. Не было и дня, чтобы они не общались до того, как Табаков мог говорить. Машков ежедневно приходил к Олегу Павловичу в больницу.

Владимир Машков много лет не общается с журналистами. Но на этот раз сделал исключение, потому что мы сразу сказали: «Интервью будет только об Олеге Павловиче». Новость о смерти Табакова застала Владимира Машкова на съемочной площадке.

— Владимир Львович, помните ли, когда впервые увидели на экране будущего учителя?

 В фильме «Король-олень», на который меня повела мама, когда мне было восемь лет. Вторая картина, которую я посмотрел с Олегом Табаковым, уже в более сознательном возрасте, — «Гори, гори, моя звезда» Александра Митты. Табаков считал, что это его лучшая роль в кино. Не мне судить. Я люблю все его роли. Некую связь с ним я чувствовал с детства. Я пытался избежать актерской судьбы и даже поступил в университет на биолога, но когда все-таки стал студентом театрального вуза, то мечтал учиться только у Табакова. Судьба вела к нему не совсем простой дорогой.

— Почему вы хотели попасть на актерский курс к Олегу Табакову?

— К профессии можно относиться как к профессии или как к призванию. Табаков овладел всеми путями: он был призван и при этом был высочайшим профессионалом. Я тоже хотел сочетать профессионализм и божественное предназначение. Я считаю Олега Павловича Леонардо да Винчи актерского театрального искусства. Он создатель, конструктор, изобретатель, эволюционист.

— Вы говорите по-научному...

— Олег Павлович любил науку и часто оперировал медицинскими терминами. Он был сыном врачей — хороших врачей.

Нетеатральное слово «селекция» было главным на нашем курсе. Олег Павлович выбирал себе учеников этим методом.

Это тяжелейшее решение — отказывать молодым людям в актерском обучении. Вдвойне тяжело, когда учитель говорит студентам, проучившимся у него пару лет: «Это не твой путь».

— Табаков заставлял вас читать?

— Он читал разные книги и нас заставлял. Говорил, что мы не сможем стать артистами без знания литературы.

—  В чем главный феномен Олега Табакова, помимо таланта?

— Он самый свободный человек, которого я знаю. Актерская профессия сделала Олега Павловича свободным. Понимаете, великие мастера всегда свободны. Наверное, именно поэтому Табаков ничего не боялся.

Думаю, что он не боялся даже смерти. Он часто рассказывал нам о том, что в молодом возрасте пережил инфаркт и после этого иначе жил.

— Владимир Львович, вы научились у своего учителя этой свободе?

— Пытаюсь. Все движения моей души по сей день пытаются уловить ход его мыслей. Иногда мы по-разному смотрели на вещи, на явления искусства, но и это многообразие, несогласие зародил во мне Олег Павлович. Достичь уровня своего учителя мне вряд ли по силам. Он — из другого времени. Не было ли у вас желания написать книгу о своем учителе? Я артист, а не писатель, а это разная природа творчества. Писатель, художник, музыкант может быть понят потом, а артист живет «здесь и сейчас», с теми, кто вокруг него. От этого сиюминутного отношения к миру происходят многие странности актерского характера.

—Не было ли у вас желания написать книгу о своем учителе?

—Я артист, а не писатель, а это разная природа творчества. Писатель, художник, музыкант может быть понят потом, а артист живет «здесь и сейчас», с теми, кто вокруг него. От этого сиюминутного отношения к миру происходят многие странности актерского характера.

— Нет ли у вас намерения заняться педагогикой?

— Я был учеником великого Учителя и понимаю, что для этого нужно призвание. Пока меня не призвали учить других, по крайней мере я этого не слышу в себе. Табаков так рано начал педагогическую деятельность, что это стало частью его актерского эксперимента, в том числе и над самим собой. На наших организмах он проверял и свою актерскую деятельность.

Когда действующий серьезный актер обучает молодежь, это дает большие результаты. Я, как и все, понимал: есть единственный путь, чтобы Табаков обратил на тебя внимание — показать себя на сцене. Иногда мне казалось, что он видит нас насквозь, а его глаза как рентген. Табаков был непредсказуемостью похож на опытного игрока в покер… Он до такой степени был «властелином себя», что ситуацию, которая другого погубила бы, он виртуозно переворачивал в свою пользу.

Он любил жизнь и в нее «запускал всю свою руку». Пожалуй, только однажды Олег Павлович сказал мне: «Молодец!» После премьеры спектак ля «Бумбараш», который я поставил в театре «Табакерка». Он убедил Табакова в том, что его дело живет. Табаков очень скуп на комплименты. Во всем щедр, а на комплименты — скуп. Он брал пример с Константина Станиславского, у которого все работы — не отчет о его великолепных свершениях, а отчет о его ошибках. Если сравнивать артистов с пилотами, то мало уметь управлять самолетом, нужно знать — как спастись в экстренной ситуации.

—В последние годы вы все больше снимаетесь в кино. Почему?

— Мой простой и честный ответ: «Никогда в жизни я не играл то, что мне не нравилось. Каждая роль — от сердца». Этому опять-таки научил меня мой Учитель — играть только то, что нравится. Олег Павлович нередко советовал мне: «Вовка, главное — не обманывай самого себя».

Новости партнеров