Владимир Меньшов: Пешком по Тверской...
Кинорежиссер Владимир Меньшов, недавно перешагнувший 75-летний рубеж, живет в центре Москвы, на Третьей Тверской-Ямской улице. В свободное время от спектаклей, съемок, преподавания во ВГИКе Владимир Валентинович любит прогуляться по улочкам города, когда-то воспетого им в фильме «Москва слезам не верит».
Счастливый случай
Москва манила его с детства. Когда перед сеансами фильмов в кинотеатрах показывали журнал «Новости дня», начинавшийся с видов Кремля, у провинциального мальчишки замирало сердце. Этот город, казалось, существовал в другом измерении.
— Увидеть Москву — была моя сокровенная мечта, — вспоминает Владимир Валентинович. — Когда я впервые приехал в Москву, ощутил то же, что испытал много лет спустя, оказавшись в Париже. С Москвой связано событие, которое Меньшов называет счастливейшим в своей жизни, — поступление в Школу-студию МХАТ.
— Чем дольше я живу, тем больше понимаю важность этого события для меня, — говорит режиссер. — Я сменил вектор, предназначенный мне жизнью. Я знаю своих одноклассников, все они, в общем, повторили судьбу своих родителей.
А я ушел из дома и начал прокладывать свою дорогу в совершенно неизвестной отрасли — в искусстве. Это было громадным риском, но я осознанно шел на него.
Двадцать лет спустя
Как режиссер Владимир Меньшов работает кропотливо, без спешки. Его принципы, отношение к людям, эстетические взгляды и гражданская позиция находят отражение в фильмах.
Он снимает редко, но метко.
У него нет проходных фильмов: «Розыгрыш», «Любовь и голуби», «Ширли-мырли», «Зависть богов»…Ну и, конечно, «Москва слезам не верит». Картина имела феноменальный зрительский успех, а критика писала, что это голливудское жульничество, что такого в жизни не бывает.
— Все же были диссиденты, борцы с режимом, — усмехается режиссер. — А вот, надо же, Меньшов сделал фильм, который начальство полюбило. В то время, как серьезные режиссеры снимали про то, что здесь жить нельзя и карьеру сделать невозможно, а уж женщине особенно. Тогда я выложил свой последний аргумент. Вы говорите, что такого не может быть? Смотрите, ребята: 20 лет назад я работал подкатчиком главного ствола на шахте номер 32 города Воркуты. А сейчас получил «Оскара».
Историю переписывать нельзя
Сам Меньшов верит, что лучшая его картина впереди. Кто знает, может быть, следующий его фильм будет посвящен Великой Победе, 70-летие которой мы отмечаем через полтора месяца.
— Для меня эта тема очень важная, потому что Великая Отечественная война — это лакмусовая бумажка, которая проявляет очень многое в нашей жизни, — говорит Меньшов. — Тема Победы не должна быть подвержена девальвации. Начиная с конца 1980-х пошли атаки на Зою Космодемьянскую, писали, что она больная психопатка, на Александра Матросова, на Николая Гастелло — на людей, которые погибли за Победу.
Эта величайшая в мире Победа стала оправданием существования советской цивилизации. Она спасла Россию. И что бы там ни говорили нам, в конце концов, этот вывод неизбежно войдет во все учебники истории. Именно советская цивилизация спасла Россию. Я уж не говорю про те великие достижения этой цивилизации, которые произошли в образовании, в техническом обеспечении, в создании военной техники, танка Т-34, «Илов», а затем атомной бомбы, космической ракеты.
Прогулки по столице
Когда у Владимира Меньшова выпадает денек, свободный от съемок, спектаклей и преподавания во ВГИКе, он спешит прогуляться — У меня здесь много любимых мест, — говорит режиссер. — А любимейшие — Камергерский переулок, где находится Школа-студия, отрезок Тверской улицы — от Красной площади до Пушкинской, Тверской бульвар.
Я счастлив, что в конечном счете поселился в центре.
В выходной день он может сесть за руль и покататься по Москве.
— Она меня не разочаровала за эти годы, — признается режиссер. — Сейчас город содержится в порядке. А уж когда видишь новые транспортные развязки, то просто наслаждаешься Москвой.
Справка
Владимир Меньшов, родился 17 сентября 1939 года в городе Баку. В 1965 окончил Школу-студию МХАТ им. В. И. НемировичаДанченко, а в 1970-м — аспирантуру при кафедре режиссуры во ВГИКе.
Сыграл 40 ролей в фильмах «Человек на своем месте», «Где находится Нофелет?», «Ночной дозор», «Дневной дозор», «Ликвидация» и других.
Поставил фильмы: «Розыгрыш» (1977), «Москва слезам не верит» (1980, Государственная премия СССР, премия «Оскар-80» за лучший иноязычный фильм), «Любовь и голуби» (1984), «Ширли-мырли» (1995), «Зависть богов» (2000). Живет и работает в Москве.