Опрос

Традиционно на Соборной площади в преддверии Нового года устанавливают главную елку страны. А Вы знаете, откуда привезли в Москву главный символ праздника в этом году?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Внук Юрия Никулина не стал клоуном

13

Представитель знаменитой династии предпочел профессию менеджера цирка  

Центральный округ столицы — поразительное средоточие культурных ценностей, причем не только Москвы и России, но и планетарного масштаба. Большой театр, Третьяковка, Арбат — к чему эти перечисления: горожане отлично знают свои театры, музеи, выставки. Ну а что вы скажете про Цирк на Цветном бульваре — тот самый, из нашего божественного детства. Заглянем?

Отправляясь на репортаж за кулисы Никулинского цирка, я испытывала нешуточное беспокойство — не схлопнет ли таинство цирка, как мыльный пузырь, от нового знания? Но отступать поздно. Открываются стеклянные двери служебного входа, и мы оказываемся в застенках легендарного никулинского цирка.

Як Илюша выступает на голодный желудок

В помещениях с грозными предупреждением «Хищники» нас встречают дружелюбные лошади, ламы, як Илюша и, конечно, вечные спутники цирка — плюшевые пудельки. Как и люди, каждый пушистый артист обладает своим уникальным характером и яркой индивидуальностью. Но какой бы ласковой с посетителями ни была лама, как бы нетерпимо ни лаяли на чужих доги, демонстрируя свою неприязнь, на сцене все они — артисты цирка, и характер с настроением придется отложить до возвращения в родной вольер.

А на сцене — выложиться на все сто.

— Люди часто приносят нам зверей: чьих-то родителей убили на охоте, кого-то нашли на улице, от иного просто отказываются хозяева, которые в свое время завели дикое животное и просто не рассчитали, каких усилий стоит ухаживать за ним, — рассказывает внук великого клоуна и руководитель службы рекламы и специальных проектов Юрий Никулин. — Те животные, что поддаются дрессировке, остаются с нами, остальных отправляем в зоопарк.

Большеглазая альпака кивает в такт Юриным словам: то ли соглашается, то ли принюхивается — нет ли у гостей хлеба. Но кормить животных до выступления запрещено. Как и людям, работать на сытый желудок им тяжеловато.

Полет на высоте 23 метра под куполом цирка

Если для зрителя самое важное место в цирке — арена, то для артистов — репетиционный манеж. Здесь «куется» мистическая власть над человеческими эмоциями.

Вот и сегодня на манеже согласно штатному расписанию проходят тренировки. Мало кто догадывается, что сам по себе цирковой номер — результат сотрудничества нескольких человек: автора трюков, артиста и тренера. Нам повезло, на арене удалось застать одного из старейших наставников воздушных гимнастов Никулинского цирка — Геннадия Тотохова, занятого постановкой номера на цепи. Молоденькая выпускница Минского балетного училища Саша Вишневская и ее партнер Никита Павлов, замирая в немыслимых позах на металлической цепи, заворачиваются в нее на высоте полутора десятков метров.

— Мне всегда хотелось заниматься воздушной гимнастикой, — рассказала Александра, — но я понимала, что хорошая растяжка и балетные па — далеко не то, что позволяет парить под 23-метровым куполом.

Реально оценивая свои возможности, я отправилась в цирковой балет, но знакомство с Никитой позволили реализовать мечту и подняться на кордепарель.

Жонглеры, эквилибристы, акробаты без костюмов больше похожи на профессиональных спортсменов, методично выполняющих одни и те же трюки, чтобы «подчистить технику». Все доведено до автоматизма? — Все не так, — отвечает звезда швунг-трапе, или попросту трапеции, Татьяна Беликова. — Волнение перед выходом к зрителю присутствует всегда. Именно оно заставляет собраться и исполнить все чисто и максимально приближенно к идеалу.

Купальники нынче не в моде

Из репетиционного зала мы попадаем в пошивочный цех. Работа мастера по костюмам, художника по свету и звукорежиссера не менее важна. Попробуйте убрать яркие лампы, светомузыку или бойкие мелодии, звучащие из оркестровой ямы.

Но мало создать атмосферу, нужно следить за тем, чтобы специфический костюм, яркий свет или резкий звук не помешали артисту и не напугали животных. И в пошивочном цехе происходят волшебные превращения.

— Цирковые костюмы тоже подвержены влиянию тенденций скоротечной моды, — поясняет начальник мастерской Ирина Изотова. — На смену тянущимся купальникам из бифлекса в девяностые пришел стиль гранж, а потертые джинсовые вставки сменились на манеже элегантной классикой. Пошив, в отличие от изготовления обычной одежды, усложняется тем, что каждая деталь должна быть идеально подогнана под тело артиста.

Основанный 135 лет назад, старейший стационарный цирк России создал предприниматель Альберт Саламонский, прославившийся в качестве дрессировщика и актера. Именно он первым задумался и о том, что дети являются ценной публикой, написав прошение о возможности давать утренние представления и новогодние елки с танцами. Как в воду глядел.

 

Прямая речь

Юрий Никулин, руководитель отдела рекламы и спецпроектов Цирка на Цветном бульваре

— Наверное, я разочарую многих незнакомых людей, считающих, что внук Юрия Никулина должен быть клоуном или артистом цирка. Я всегда тяготел к управленческой деятельности и не жаждал проводить детство в бесконечных репетициях. Как и любому ребенку, мне просто хотелось погулять. У меня двое детей, и старший сын — ему пять — хочет стать директором цирка. Почему директором, а не президентом? Отвечает: «Хочу, как дедушка, кормить слонов и смотреть спектакли». Если в будущем кто-то из детей захочет стать клоуном или цирковым артистом, препятствовать этому я не буду.

 

Новости партнеров