Волшебный сундук режиссера
На днях стало известно, что собираются отреставрировать особняк купцов Марковых (Тверской район). Дом знаменит тем, что в 1903–1920 годах в нем жил режиссер Константин Станиславский (1863–1938).
Здание по адресу: улица Каретный Ряд, 4, строение 4, было построено не позднее 1812 года на участке купеческой семьи, владевшей еще с конца XVIII века экипажным заведением. 3 ноября 1903 года Станиславский написал Чехову: «... мы живем <...>против театра «Эрмитаж», в доме Маркова. Помните, желтый двухэтажный каменный дом казенного типа?».
Пятнадцать комнат и ящик с доспехами
Станиславский поселился в доме Маркова вместе с женой, Марией Петровной, и детьми, Игорем и Кирой. Снял квартиру № 3 из пятнадцати комнат, располагавшуюся в основном в бельэтаже и на антресолях (так назывался низенький верхний этаж). Часть первого этажа была отведена под служебные помещения.
— В доме были высокие лепные потолки, зеркала в резных дубовых рамах, — описывает обстановку Марфа Бубнова, заместитель директора Музея МХАТ имени Горького. — В надворных постройках хранилась коллекция костюмов, сценического оружия и рыцарских доспехов, которые Станиславский собирал с юности.
Парадную дверь всегда открывал старый слуга Василий. Гостям он напоминал Фирса из чеховского «Вишневого сада». Знаменитая актриса Алиса Коонен вспоминала, что «обращался он с Константином Сергеевичем, как с малым ребенком: при выходе из дому обязательно подавал ему галоши, какая бы ни была погода, а выпроваживая в театр, непременно наказывал не давать извозчику больше пятиалтынного».
Филиал гардеробной Гости в доме Станиславского не переводились. Среди тех, кому старый Василий отпирал дверь, были Максим Горький и Александр Блок, Федор Шаляпин и Владимир Немирович-Данченко... Художник Мстислав Добужинский, оформлявший спектакли Художественного театра, во время приездов из Петербурга так часто останавливался в особняке в Каретном Ряду, что гостевую комнату со временем переименовали в «комнату Добужинского».
— Где бы ни жил Станиславский, дом всегда становился для него продолжением театра, — говорит Марфа Бубнова. — Эта участь не миновала и квартиру в Каретном Ряду.
Режиссерская квартира служила не только филиалом репетиционного зала Московского художественного театра, но и вспомогательной гардеробной. Алисе Коонен однажды для театрального капустника потребовался костюм наездницы. Выручил «волшебный сундук» жены Станиславского, стоявший в мезонине особняка: там Мария Петровна держала вышедшие из моды наряды. Тюлевая пелерина исполнила роль юбки, шелковый шарф стал лифом, а довершил образ воткнутый в волосы мак.
«Причина — выселение из квартиры...»
В Московском художественном театре было железное правило: все нарушения дисциплины фиксируются. Поэтому 5 февраля 1920 года Константину Сергеевичу пришлось записать в дневнике репетиций спектакля «Каин» о самом себе в третьем лице:
«Станиславский опоздал на полтора часа. Причина — выселение из квартиры и хлопоты для избежания его... Звонил в четыре телефона, но никуда дозвониться не мог».
Дом Марковых был национализирован еще в 1917 году, но режиссеру еще целых три года удавалось удерживать за собой квартиру благодаря заступничеству благоволившего к нему наркома просвещения Анатолия Луначарского.
— Но в конце концов Станиславскому пришлось переехать в дом 6 по Леонтьевскому переулку, — рассказывает Марфа Бубнова. — В этом особняке было всего четыре комнаты, зато одна из них годилась под зал для студии. Там режиссер жил до самой кончины, а в 1948 году здание было превращено в его дом-музей.
Выветрить дух автобазы
После расселения особняк в Каретном Ряду вместе с некоторыми соседними участками был отдан транспортной комиссии Совнаркома. В 1929 году в нем организовали клуб Автобазы № 1, для чего в бывшей парадной анфиладе сделали зрительный зал, а на консоли построили сценическую коробку и кинобудку, некоторые стены разобрали. В начале 1930-х годов к дому с юга прилепили двухэтажный конструктивистский гараж с круговыми пандусами и окнами-иллюминаторами.
Сейчас опустевшее здание располагается на закрытой охраняемой территории Транспортного комбината «Россия» Управления делами президента. В 2009 году особняк был принят на государственную охрану как «выявленный объект культурного наследия».
Во время реставрации планируется снести все советские пристройки и вернуть как фасадам, так и интерьерам здания облик начала ХХ века. И тогда любой москвич, подходя к особняку, сможет вообразить себя Горьким (или Шаляпиным, или Блоком), собравшимся в гости к Станиславскому...
СПРАВКА
Здание нуждается в реставрации не только с эстетической точки зрения: в нем провисла и местами обрушилась крыша, деревянные перекрытия изъедены жучком, инженерные коммуникации в плачевном состоянии. По словам главы Департамента культурного наследия Алексея Емельянова, сейчас проект реставрации находится на согласовании. К работам приступят после получения официального разрешения.