Опрос

1 октября 2007 года состоялась церемония передачи Дома Пашкова Российской государственной библиотеке. Знаете ли Вы, кем было спроектировано здание?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Волшебный сундук режиссера

28 июня 2020 года. В наши дни особняк Марковых называют «дом с Пегасами», хотя фигуры, украшающие фронтон, на самом деле изображают грифонов. Фото: Наталия Нечаева, «Вечерняя Москва»
28 июня 2020 года. В наши дни особняк Марковых называют «дом с Пегасами», хотя фигуры, украшающие фронтон, на самом деле изображают грифонов. Фото: Наталия Нечаева, «Вечерняя Москва»
28 июня 2020 года. В наши дни особняк Марковых называют «дом с Пегасами», хотя фигуры, украшающие фронтон, на самом деле изображают грифонов. Фото: Наталия Нечаева, «Вечерняя Москва»
28 июня 2020 года. В наши дни особняк Марковых называют «дом с Пегасами», хотя фигуры, украшающие фронтон, на самом деле изображают грифонов. Фото: Наталия Нечаева, «Вечерняя Москва»

На днях стало известно, что собираются отреставрировать особняк купцов Марковых (Тверской район). Дом знаменит тем, что в 1903–1920 годах в нем жил режиссер Константин Станиславский (1863–1938).

Здание по адресу: улица Каретный Ряд, 4, строение 4, было построено не позднее 1812 года на участке купеческой семьи, владевшей еще с конца XVIII века экипажным заведением. 3 ноября 1903 года Станиславский написал Чехову: «… мы живем <…>против театра «Эрмитаж», в доме Маркова. Помните, желтый двухэтажный каменный дом казенного типа?».

Пятнадцать комнат и ящик с доспехами

Станиславский поселился в доме Маркова вместе с женой, Марией Петровной, и детьми, Игорем и Кирой. Снял квартиру № 3 из пятнадцати комнат, располагавшуюся в основном в бельэтаже и на антресолях (так назывался низенький верхний этаж). Часть первого этажа была отведена под служебные помещения.

— В доме были высокие лепные потолки, зеркала в резных дубовых рамах, — описывает обстановку Марфа Бубнова, заместитель директора Музея МХАТ имени Горького. — В надворных постройках хранилась коллекция костюмов, сценического оружия и рыцарских доспехов, которые Станиславский собирал с юности.

1900-е годы. Вид на парадное крыльцо особняка. Фото: пресс-служба музея МХАТ
1900-е годы. Вид на парадное крыльцо особняка. Фото: пресс-служба музея МХАТ

Парадную дверь всегда открывал старый слуга Василий. Гостям он напоминал Фирса из чеховского «Вишневого сада». Знаменитая актриса Алиса Коонен вспоминала, что «обращался он с Константином Сергеевичем, как с малым ребенком: при выходе из дому обязательно подавал ему галоши, какая бы ни была погода, а выпроваживая в театр, непременно наказывал не давать извозчику больше пятиалтынного».

Филиал гардеробной Гости в доме Станиславского не переводились. Среди тех, кому старый Василий отпирал дверь, были Максим Горький и Александр Блок, Федор Шаляпин и Владимир Немирович-Данченко… Художник Мстислав Добужинский, оформлявший спектакли Художественного театра, во время приездов из Петербурга так часто останавливался в особняке в Каретном Ряду, что гостевую комнату со временем переименовали в «комнату Добужинского».

— Где бы ни жил Станиславский, дом всегда становился для него продолжением театра, — говорит Марфа Бубнова. — Эта участь не миновала и квартиру в Каретном Ряду.

Режиссерская квартира служила не только филиалом репетиционного зала Московского художественного театра, но и вспомогательной гардеробной. Алисе Коонен однажды для театрального капустника потребовался костюм наездницы. Выручил «волшебный сундук» жены Станиславского, стоявший в мезонине особняка: там Мария Петровна держала вышедшие из моды наряды. Тюлевая пелерина исполнила роль юбки, шелковый шарф стал лифом, а довершил образ воткнутый в волосы мак.

«Причина — выселение из квартиры…»

1900-е годы. Одна из спален особняка. Фото: пресс-служба музея МХАТ
1900-е годы. Одна из спален особняка. Фото: пресс-служба музея МХАТ

В Московском художественном театре было железное правило: все нарушения дисциплины фиксируются. Поэтому 5 февраля 1920 года Константину Сергеевичу пришлось записать в дневнике репетиций спектакля «Каин» о самом себе в третьем лице:

«Станиславский опоздал на полтора часа. Причина — выселение из квартиры и хлопоты для избежания его… Звонил в четыре телефона, но никуда дозвониться не мог».

Дом Марковых был национализирован еще в 1917 году, но режиссеру еще целых три года удавалось удерживать за собой квартиру благодаря заступничеству благоволившего к нему наркома просвещения Анатолия Луначарского.

— Но в конце концов Станиславскому пришлось переехать в дом 6 по Леонтьевскому переулку, — рассказывает Марфа Бубнова. — В этом особняке было всего четыре комнаты, зато одна из них годилась под зал для студии. Там режиссер жил до самой кончины, а в 1948 году здание было превращено в его дом-музей.

Выветрить дух автобазы

После расселения особняк в Каретном Ряду вместе с некоторыми соседними участками был отдан транспортной комиссии Совнаркома. В 1929 году в нем организовали клуб Автобазы № 1, для чего в бывшей парадной анфиладе сделали зрительный зал, а на консоли построили сценическую коробку и кинобудку, некоторые стены разобрали. В начале 1930-х годов к дому с юга прилепили двухэтажный конструктивистский гараж с круговыми пандусами и окнами-иллюминаторами.

Сейчас опустевшее здание располагается на закрытой охраняемой территории Транспортного комбината «Россия» Управления делами президента. В 2009 году особняк был принят на государственную охрану как «выявленный объект культурного наследия».

Во время реставрации планируется снести все советские пристройки и вернуть как фасадам, так и интерьерам здания облик начала ХХ века. И тогда любой москвич, подходя к особняку, сможет вообразить себя Горьким (или Шаляпиным, или Блоком), собравшимся в гости к Станиславскому…

СПРАВКА
Здание нуждается в реставрации не только с эстетической точки зрения: в нем провисла и местами обрушилась крыша, деревянные перекрытия изъедены жучком, инженерные коммуникации в плачевном состоянии. По словам главы Департамента культурного наследия Алексея Емельянова, сейчас проект реставрации находится на согласовании. К работам приступят после получения официального разрешения.

Новости партнеров