Восстановить легенду войны по винтикам
У жителя Басманного района Алексея Шпилевого редкое увлечение. Он буквально по деталям собирает военные автомобили времен Великой Отечественной войны из семейства ГАЗ.
На форуме любителей реставраторов военной ретротехники Алексей Шпилевой написал о себе так: «С удовольствием отдал 5 лет процессу комплектования ГАЗАА. Все комплектующие детали собраны в лесах, подняты со дна рек и озер, найдены в заброшенных сараях и старых гаражах. Для сбора легендарной полуторки использую только детали, выпущенные до начала Великой Отечественной войны».
С Алексеем мы почти коллеги. Он окончил ВГИК по специальности «кинооператор-журналист». А сейчас работает общественным помощником главы управы Басманного района. Помогает москвичам решать социальные и бытовые проблемы.
— Мой друг и сосед по даче Владимир Кваша, сын народного артиста и режиссера Игоря Кваши, реставрировал в своем гараже довоенный «Мерседес», — вспоминает Алексей. — По мере возможности помогал ему. Так и увлекся ретротехникой. Но мне хотелось полностью восстановить именно легендарную полуторку — ГАЗ-АА, которую начали выпускать в СССР самостоятельно с 1932 года.
По сути, американский «Форд-АА» и наш отечественный ГАЗ-АА — братья-близнецы. Без этого легкого грузовичка весом всего 1,5 тонны трудно себе представить всю историю войны.
— Только в осажденный Ленинград за время блокады военные водители на этих автомобилях перевезли более миллиона тонн различных грузов, — продолжает Алексей. — И 1,2 миллиона человек гражданского населения вывезли на Большую землю по Дороге жизни через Ладогу.
За пять лет энтузиаст объездил вместе с поисковиками десятки мест, где шли бои и где теперь были обнаружены останки этих автомобилей. Однажды подняли со дна Ладожского озера практически целую полуторку. Двигатель абсолютно был не поврежден. Даже шины накачали, и они держали воздух. А ведь техника пролежала на дне озера, занесенная илом и песком, почти 70 лет!
— Процесс восстановления был прерван в 2009 году на стадии 95 процентов комплектации довоенными деталями. Все собранное по ГАЗ-АА я передал в руки такого же энтузиаста из Петербурга, — рассказывает Шпилевой. — Будет справедливо, если дело до конца доведет именно житель города, где закончила свой боевой путь эта машина.
Сейчас Алексей реставрирует легковой армейский вездеход ГАЗ-67Б. Его он приобрел в Петрозаводске в 2004 году у пенсионера, который уже собирался сдавать автомобиль на металлолом.
— Сейчас не хватает всего нескольких деталей, выпущенных до ноября 1953 года, когда был собран этот автомобиль. Но это дело времени, — уверен Алексей Шпилевой. — Для меня главное, чтобы все детали, вплоть до винтика и отвертки, входящих в ремонтный комплект, были родными.