Режиссер Алексей Говорухо. Фото: Наталия Нечаева, «Вечерняя Москва»

Возрождаем народный театр

Режиссер Алексей Говорухо. Фото: Наталия Нечаева, «Вечерняя Москва»
Режиссер Алексей Говорухо. Фото: Наталия Нечаева, «Вечерняя Москва»

Театральный режиссер Алексей Говорухо возглавил театр-студию в Центре социального обслуживания «Мещанский». Под его руководством непрофессиональные актеры, участники проекта «Московское долголетие» выступают на сцене и срывают овации зрителей.

Центр социального обслуживания «Мещанский» для жителей района — любимое место, где можно с пользой провести свободное время.

Особенно здесь нравится москвичам «серебряного» возраста. В центре можно поиграть в бильярд, настольный теннис, потанцевать, послушать лекцию или посмотреть концерт в уютном конференц-зале. В здешних коридорах можно встретить пенсионеров, которые, сидя в уютных креслах, что-то оживленно обсуждают.

Откуда-то слышится пение под аккордеон... С недавних пор тут работает театр-студия, и возглавляет ее заслуженный деятель искусств России, театральный режиссер высшей категории Алексей Говорухо.

Спектакль — это жизнь

Алексей Говорухо работал в Московском драматическом театре имени Александра Пушкина, Московском театре имени Владимира Маяковского и во многих других учреждениях.

Еще на третьем курсе университета он поставил спектакль «Дети Ванюшина», на что ему дал добро известный режиссер Андрей Гончаров.

— Мне, тогда еще студенту, довелось работать со знаменитыми артистами, например, с Евгением Леоновым. Это был замечательный человек, который терпеливо выслушивал режиссера, давал какие-то советы, — вспоминает Алексей Говорухо.

Актеры любительского театра репетируют постановку. Фото: архив, «Вечерняя Москва»
Актеры любительского театра репетируют постановку. Фото: архив, «Вечерняя Москва»

Потом была постановка спектакля «Невольницы» по пьесе Александра Островского. Роль Евлалии Андреевны в исполнении артистки Веры Алентовой оказалась настоящим театральным событием. В 1979 году Алексей Говорухо стал главным режиссером театра имени Пушкина. Самым ярким спектаклем этого периода была «Оптимистическая трагедия». Главные роли блестяще сыграли вошедшие в труппу театра Александр Пороховщиков и Светлана Мизери. Важнейшими постановками Говорухо уже на посту главного режиссера театра стали «Разбойники» Фридриха Шиллера, «Дети солнца» Максима Горького и другие. Кстати, в «Разбойниках» роль Карла Моора сыграл артист Виталий Безруков — отец Сергея Безрукова.

— Алексей Говорухо как режиссер тяготеет к высокой классике — русской и зарубежной. Его почерк отличает глубокое проникновение и философское осмысление эпохи автора, привлечение ярких театральных средств, выразительность мизансцен, в полной мере раскрытие индивидуальности актера, постижение тонкостей проживания героев в обстоятельствах пьесы, неудержимость фантазии, щедрой и живой, — так отзывается критика о работе Алексея Говорухо.

Один из величайших знатоков отечественного театра, ныне покойный Виталий Вульф как-то сказал, что Москва рыдала на спектаклях этого режиссера. Свободных мест в зале не бывало.

— Мы выходим после спектакля взволнованные, потрясенные, ощутившие душевное очищение. Прекрасно, когда театр властен над душою и сознанием зрителя и употребляет свою власть на благо, — писали в одной из известных российских газет о работе Алексея Говорухо.

Москвичи хотят играть

Сегодня Алексей Говорухо ставит пьесы в студии при Территориальном центре социального обслуживания «Мещанский».

Здание ТЦСО «Мещанский», в котором занимаются актеры-любители. Фото: Анна Быкова
Здание ТЦСО «Мещанский», в котором занимаются актеры-любители. Фото: Анна Быкова

— В учреждении существует коллектив примерно из 15 человек, которые заняты в театральных постановках. Это непрофессиональные артисты, но они работают очень хорошо, с полной отдачей. Недавно мы показали пьесу «Дядюшкин сон» по произведению Федора Достоевского, — рассказал Алексей Говорухо.

По словам мэтра, в ближайших планах постановка пьесы Александра Островского «Без вины виноватые». И такой выбор неслучаен. Ведь в сюжете произведения речь идет об актерах, а текущий год объявлен Годом театра. Словом, выбор, что называется, цеховой.

Занятым в постановке артистам очень нравится то, что они делают. Среди них есть как пенсионеры, так и трое молодых артистов.

— В какой-то степени мы делаем то же, что и персонажи фильма «Берегись автомобиля» — занимаемся народным театром, — пояснил режиссер.

Готовимся

Алексей Говорухо выступает еще и как педагог, ведь артисты-любители не владеют профессиональными актерскими техниками.

— Я объясняю им, как нужно говорить, как взаимодействовать с партнером на сцене. Спрашиваю я с них, как с настоящих артистов, и люди работают с полной отдачей, — говорит Алексей Говорухо.

Конечно, есть и свои особенности при работе в ТЦСО. Если профессионалы, служащие в театрах, обязаны являться на репетицию к определенному времени в определенные дни, то с любителями приходится считаться. Многие заняты в других кружках, посещают танцевальные классы, поэтому график приходится составлять исходя из компромиссов.

— Не все люди одинаково талантливы, даже среди профессиональных артистов есть те, которые сразу говорят, что театр им не нужен. Но те, кто по-настоящему хочет заниматься искусством, тоже находятся, — говорит режиссер.

Поскольку Алексей Говорухо сторонник классических постановок, то и сценические костюмы для них он использует соответствующие.

— Многие наши артисты сами шьют наряды. Они очень ответственно относятся к своей работе на сцене. По моему приглашению к нам приходят профессиональные артисты и художники. Так, например, Петр Шмелев с удовольствием нам помогает, — говорит режиссер.

Кстати, премьера пьесы «Без вины виноватые» намечена на 24 апреля. Сотрудники ТЦСО пригласили зрителей на спектакль.

СПРАВКА

Режиссер Алексей Говорухо родился 15 октября 1940 года в поселке Муханово Александровского района Ивановской области. Детство и юность провел в Костроме. После окончания театральной студии при Костромском драматическом театре имени Александра Островского и Художественного училища имени Николая Шлейна по классу живописи и рисунка поступил в Государственный институт театрального искусства на курс режиссуры Андрея Гончарова.

В 2003 году ему присудили звание Заслуженного деятеля искусств Российской Федерации.

Новости партнеров