Возвращаем пальто нерадивому продавцу
Во всем мире 15 марта отмечают День защиты прав потребителей. Корреспондентка «МЦ» после попытки вернуть бракованное пальто, купленное в интернет-магазине, разбиралась в правах покупателя.
Покупки в интернете становятся все популярнее. Онлайн-покупки экономят время, а часто и деньги. Но на этот раз я столкнулась с некачественным товаром. Вопроса, что с ним делать, не стояло: надо срочно вернуть или обменять на новый. Но не так все оказалось просто.
Торговля в интернете регулируется двумя нормативно-правовыми актами: Законом РФ №2300–1 «О защите прав потребителей» и правилами продажи товаров дистанционным способом (Постановление правительства РФ №612 от 27 сентября 2007 года).
Милое весеннее пальто в интернет-магазине в соцсети «Инстаграм» мне помогла выбрать продавщица-консультантка: помогла с размером, отправила фото покупательниц в таком же пальто. Пообещала, что товар доставят в течение трех дней.
Проблемы начались почти сразу. Долгожданного пальто не было и через 10 дней. Решив отказаться от заказа, я написала в магазин, но получила отказ. Законен ли он? Согласно пункту 21 закона «О защите прав потребителей» потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи.
На следующий день пальто было у меня. Тщательно рассмотреть его я смогла только через неделю. И обнаружила брак: темные жесткие полосы на боку, словно на ткань что-то пролили.
О проблеме я написала продавцу, приложила фото, попросила о возврате. Но мне отказали.
— Если б вы написали нам сразу или хотя бы на следующий день, мы бы решили эту проблему, — ответила все та же любезная консультантка. — На товар, приобретенный в интернете, гарантия семь дней. Гарантия не распространяется на брак. Она распространяется на случаи, когда у товара сохранен товарный вид, и вы хотите его вернуть.
Так ли это? Нет, ответили мне в Роспотребнадзоре.
— Вы действительно можете вернуть товар, купленный в интернете, в течение 14 дней, — пояснили мне в Роспотребнадзоре по Москве. — Такие правила действуют в любом случае, будь то обычный или интернет-магазин. Закон един для всех.
Если продавец после предъявленной претензии отказывается заменить вещь или вернуть деньги, можно обращаться Роспотребнадзор с заявлением. Ответ организация дает в течение 30 дней.
Что сделает за это время Роспотребнадзор? Рассмотрит жалобу, проведет проверку магазина и выдаст ему предписание об устранении нарушений прав потребителя. Обычно этого достаточно для получения возврата.
Параллельно можно обратиться в Мировой суд, поскольку процесс небыстрый: такие дела рассматриваются в течение нескольких месяцев, если иск меньше 50 тысяч рублей. Так что добиваться справделивости — дело небыстрое. Удастся ли мне вернуть продавцу брак, а себе — деньги, читайте в следующих выпусках «МЦ».
Прямая речь
Ольга Власова, адвокат:
— Если продавец отказывается возвращать деньги, надо отправить на адрес продавца письменную претензию, лучше заказным письмом с уведомлением о вручении. Укажите в ней данные продавца и покупателя, подробно — суть претензии, причину возврата, дату и подпись. Если через 10 дней продавец не удовлетворяет требования, это прямое основание для обращения в суд.
На заметку
По закону, покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если это не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать:
■ безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление покупателем или третьим лицом;
■ соразмерного уменьшения покупной цены;
■ замены на товар аналогичной марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены.