Опрос

Традиционно на Соборной площади в преддверии Нового года устанавливают главную елку страны. А Вы знаете, откуда привезли в Москву главный символ праздника в этом году?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Возвращение русской экзотики

Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
10 сентября 2022 года. Педагог Анна Шеина учит детей Ильюи Марию Мишиных делать кокошники. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
10 сентября 2022 года. Педагог Анна Шеина учит детей Ильюи Марию Мишиных делать кокошники. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
10 сентября 2022 года. Педагог Анна Шеина учит детей Ильюи Марию Мишиных делать кокошники. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»

Тиары, диадемы, венки и нарядные ободки — мода на броские украшения для головы возвращается! Вот и русские кокошники из категории хоть из своей, но все же экзотики, этой осенью перекочевывают в иную категорию, становясь трендом. В такой «короне» любая москвичка почувствует себя королевой. Следуя за модными веяниями, корреспонденты «МЦ» отправились в библиотеку № 4 им. Фурцевой, где для всех желающих провели мастер-класс по созданию арт-кокошников.

Вдохновением для посетителей стала выставка дизайнера и художника Инги Сильченко. Ее уникальные кокошники украсили стены библиотеки.

— Я стилист, работаю с тканями, камнями и фурнитурой. У меня накопилось много различных материалов, и когда началась самоизоляция, подумала: пора! — рассказывает Инга Сильченко. — Сейчас пошел тренд на национальные костюмы. Их элементы все чаще внедряют в современную одежду. Мои работы больше подиумные, но если их адаптировать, то можно носить и в повседневной жизни.

В работах Инги Сильченко каждый увидит свое. Кокошник «Ода радости» напоминает звездное небо, а зеленый головной убор из деревянного кружева, кажется, принадлежит Хозяйке Медной горы из сказа Бажова. Дизайнер признается, что вдохновляет ее окружающий мир.

— Бывает, что-то увидишь — и в голове резко щелкает, — говорит Инга. — Мир вокруг может дать хороший толчок для создания произведения искусства, главное — успеть рассмотреть.

На мастер-классе решили начать с азов и смастерить арткокошники из бумажных спиралей. Такая техника называется «квиллинг». Ведущая мастеркласса Анна Шеина поясняет, что эта техника прекрасно подходит для начинающих творцов.

Ее легко освоить, она не травмоопасна и очень красива.

— Сначала была идея использовать атласные ленты, бусины и прочий декор, но я подумала, что квиллинг — это что-то новое, свежее для этого направления творчества, — говорит она.

Анна показывает участникам технологию создания завитков: сворачивает полоску бумаги, придерживая кончик. Получив кружок необходимой формы, смазывает хвостик клеем и осторожно прижимает к получившейся форме.

Дизайнерский кокошник «Оникс». Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
Дизайнерский кокошник «Оникс». Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»

Посетитель мастер-класса Михаил Иванов аккуратно выстраивает декоративные элементы в виде сердца. Один завиток упорно пытается расправиться, но молодой человек не сдается, и спустя несколько минут в его руках оказывается готовый арткокошник. Москвич признается, что вдохновением для него стала любовь.

— Это очень классно, что так легко можно превратить свою фантазию во что-то физическое, — делится впечатлениями Михаил. — Да и про историю национальной моды мне было интересно узнать. Я творчеством почти не занимаюсь, так что для меня это интересный опыт.

Смотрел на свою девушку, и руки сами создавали рисунок. Она увлекается модой и искусством, а я не мог ее не поддержать.

Ольга Викулова, возлюбленная Михаила, любуясь итогами проделанной работы, рассказывает: — Давно изучаю русскую культуру, поэтому на все встречи, мастер-классы и прочие «движухи» записываюсь первой.

Думала, что будет просто лекция, но это оказалось так увлекательно! Сейчас высохнут наши кокошники, и я дома повешу их на стенку — пусть радуют глаз.

Впрочем, на созданных фантазийных кокошниках девушка останавливаться не собирается.

— Неожиданно для себя поняла, что хочу сама создать какую-то небольшую коллекцию головных уборов, — признается Ольга. — Работа моя с творчеством не связана, так что вечерами буду наслаждаться жизнью и творить! Пока не знаю, из чего и как, но первый шаг сделан, а дальше все сложится само.

ФАКТЫ

Название кокошника происходит от древнерусского «кокошь» — курица (вероятно, из-за формы, похожей на куриный гребешок). Само слово «кокошник» стало употребляться только с XVII века.

Однако похожие головные уборы находят в захоронениях славянских и финноугорских племен, относящихся к X–XII векам.

Русские кокошники не раз можно было увидеть на показах самых знаменитых кутюрье. Карл Лагерфельд, Антонио Маррас, Вячеслав Зайцев, Алена Ахмадуллина в разные годы делали их центральной темой своих коллекций.

Летом 2021 года латиноамериканская певица и актриса Наталия Орейро надела кокошник, чтобы записать видеопоздравление для россиян с Днем России.

КОММЕНТАРИЙ

ЖАННАТ ИДРИСОВА журналист, стилист, исследователь моды
ЖАННАТ ИДРИСОВА журналист, стилист, исследователь моды

Кокошник — тот элемент старинного русского костюма, который отмечен печатью некоторой загадочности: никто не может с абсолютной точностью сказать, когда он появился. Известно лишь, что начиная примерно с X века древнерусские женщины носили головные уборы, похожие на кокошники.

В годы правления Петра I кокошник был запрещен для дам из высших слоев общества. Его триумфальное возвращение в женский придворный костюм состоялось при Екатерине II, возродившей моду на все русское. По словам историка моды Александра Васильева, в период между двумя мировыми войнами самым популярным элементом народного костюма во многих странах стал именно кокошник.

В 1919–1929 годах его носили практически во всем мире.

Дело в том, что русские дворянки, эмигрировавшие из России после Октябрьской революции, большие рукодельницы, зарабатывали за границей созданием домов моды, где, конечно же, использовали элементы родного национального костюма. Они устраивались и просто швеями, шляпницами. Делали свою работу настолько хорошо, что их изделия пользовались большим спросом, расходились по городам и странам, прославляя русские традиции. Еще момент: то обстоятельство, что кокошник можно было дорого, изысканно украсить, делало его «своим» в царившем тогда ардеко, стиле богатства и роскоши.

Мне как исследователю интересно, каким образом кокошники стали популярны уже в XXI веке. Соглашусь с заявлениями в открытых источниках, что здесь помогли энтузиасты-реконструкторы. Одним из самых известных мастеров называют Юханна Никадимуса. Он обратился к этой теме в 2015 году и актуализировал кокошники в сотрудничестве с фешен-фотографами и кинорежиссерами.

А выход этого модного тренда в народ у нас начался, считаю, в 2018 году, во время чемпионата мира по футболу, проводимого в Москве и других городах России. Многие наверняка помнят момент, когда камера зафиксировала на трибунах женщину и двоих мужчин, поедающих хот-доги. Все они были в очень красивых кокошниках и выглядели в них органично. Это, на мой взгляд, сыграло большую роль в том, что такие головные уборы стали обязательной частью массовых гуляний. Заметьте: в Москве на праздниках пользуются спросом картонные коронки — стилизованные бумажные кокошники, которые раздают на улицах. А значит, дело кокошников у нас живет и процветает.

Новости партнеров