Опрос

20 декабря 1958 года на Лубянской площади открыли памятник революционеру и партийному деятелю Феликсу Дзержинскому. А Вы знаете, где с 1994 года по настоящее время находится памятник?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Время собирать камни

2019 год. Театр на Покровке. Заслуженная артистка России Наталья Гребенкина (1) в роли Марины Скворцовой в спектакле «Тайные встречи». 5 декабря 2019 года. Москвичка Елена Гамаюнова (2) рассматривает афишу Театра на Таганке. Фото: Наталия Нечаева, «Вечерняя Москва»
5 декабря 2019 года. Москвичка Елена Гамаюнова рассматривает афишу Театра на Таганке. Фото: Наталия Нечаева, «Вечерняя Москва»
5 декабря 2019 года. Москвичка Елена Гамаюнова рассматривает афишу Театра на Таганке. Фото: Наталия Нечаева, «Вечерняя Москва»
5 декабря 2019 года. Москвичка Елена Гамаюнова рассматривает афишу Театра на Таганке. Фото: Наталия Нечаева, «Вечерняя Москва»

Завершается объявленный президентом страны Год театра. Декабрь — традиционное время подведения итогов. Какими достижениями может похвастаться этот год и какие проблемы он выявил?

В рамках Года театра в стране прошли десятки масштабных мероприятий. Это и Театральный марафон, и фестивали студенческих и любительских театров. Помимо 200 ежегодных театральных фестивалей, впервые было проведено дополнительно 140 мероприятий театральной направленности. 25-летие отпраздновала театральная премия «Золотая маска», праздничные мероприятия проходили в Москве. Да и открылся Год театра триумфальными гастролями питерского БДТ в столице, приуроченными к его 100-летию.

Москва — особый город, который всегда с трепетом относился к своим театрам. Театральный режиссер Андрей Житинкин рассказывает: — Сергей Собянин — единственный мэр, который в Москве добавил заслуженным и народным артистам России к их пенсиям по 30 000 рублей.

2019 год. Театр на Покровке. Заслуженная артистка России Наталья Гребенкина в роли Марины Скворцовой в спектакле «Тайные встречи».
2019 год. Театр на Покровке. Заслуженная артистка России Наталья Гребенкина в роли Марины Скворцовой в спектакле «Тайные встречи».

Этот жест вызывает огромное уважение: пожилые артисты — самые зависимые люди на свете.  И я постоянно слышу в адрес мэра со стороны наших мастеров в возрасте прочувствованные слова благодарности.

Оценивая общее положение дел в современном театральном искусстве, режиссер БДТ Андрей Могучий философски заметил, что «мы что-то часто сгоряча называем кризисом, хотя это есть всего лишь те процессы, которые на самом деле являются движением времени вперед, естественному изменению которого мы противимся».

Правда, при этом признался, что какие-то вещи в современном молодом театре даже он уже перестает понимать и очень многое ему самому не нравится. Но «процесс обновления планеты, и в частности театрального искусства, необратим, и как бы мы ни трактовали эти процессы, все равно признаки нового в театре есть и будут».

Театральное сообщество между тем четко улавливает как эти признаки, так и настроения, связанные с системой распреде федеральных, таких как Вахтанговский или Малый, — 14, а городских, столичных — аж 82! Как и ожидалось, Год театра выявил необходимость привлечения особого внимания к проблемам театрального сообщества.

— Во времена Лужкова столица приняла на бюджет десятки театров, — рассказывает глава Департамента культуры Москвы Александр Кибовский. — Когда четыре года назад я стал встречаться с их руководителями, то столкнулся с многочисленными жалобами. Действительно, понять, почему у того или иного театра был именно такой бюджет, оказалось почти невозможно. Ни один театральный деятель не признает, что он менее значим, чем сосед. И в подобной ситуации размер бюджета еще становился неким индикатором государственной оценки.

Мы долго разбирались с этой запутанной ситуацией, нам удалось выработать универсальные критерии, определяющие размер бюджетного финансирования для каждой конкретной организации.

Серьезной победой стало то, что сегодня любой театр имеет право вдобавок к дотациям самостоятельно зарабатывать деньги. Но проблема распределения грантов остается на повестке дня. Не менее остро стоит и проблема цены билетов: в столице огромное количество театров, где зал составляет 80–200 мест, и понятно, что даже при полном аншлаге такой театр обеспечивать себя сам полностью не может. Среди больных тем — и неуправляемость отдельных директоров, которые лезут в творческие вопросы и могут снимать режиссеров.

К счастью, по решению Минкультуры России, до конца года в столице наконец заработает долгожданный Департамент театров, он будет заниматься вопросами развития театральной деятельности.

— Отрасль показывает устойчивую динамику роста, — считает министр культуры РФ Владимир Мединский. — И она требует системного подхода и профессионального управления. Тем более что в структуре министерства уже существуют и успешно работают Департамент музеев, Департамент кинематографии.

В свое время такое подразделение существовало, но было упразднено. Сегодня его возрождение — веление времени.

Вопросов много, и нынешний год, богатый на театральные премьеры и разного рода интересные мероприятия, вскрыл их. При этом есть надежда, что вновь созданный Департамент театров поможет наконец разрешить их.

Новости партнеров