Все начинается с белого блюдца
В Библиотеке № 11 имени Д. В. Давыдова (Пресненский район) 12 октября прошел вернисаж выставки «По Великому шелковому пути. На перекрестке цивилизаций».
Более 30 участников из Москвы, Подмосковья, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода. Многие — члены Творческого союза профессиональных художников. У каждого — в среднем по две работы. Некоторых авторов с Китаем связывает не только эстетический интерес, но и профессия. Татьяна Литовченко два года преподавала в Харбине, там по совету подруги пошла на курсы рисунка и прониклась местной философией, в том числе идеей полного подчинения педагогу.
— Китайская живопись похожа на прописи, — объясняет Татьяна Литовченко. — Ты все повторяешь вслед за учителем. А начинается все с чистого белого блюдечка, на которое капают черную тушь. Я однажды по московской безалаберности пришла с блюдцем, которое едва сполоснула. И учитель сказал: «Нет, блюдце должно быть идеально белым, ведь рисунок начинает рождаться уже на нем». Тематика выставки в целом, как и следовало ожидать, посвящена Поднебесной: панды, пагоды, тигры, воины с длинными мечами (и мужчины, и девушки), порт во Владивостоке. Впрочем, некоторые художники предпочли, наоборот, чисто русские мотивы. Анна Стриженко нарисовала диптих «Тихая заводь»: слева серая уточка, справа — листья кувшинки.
— Китайскую живопись я три года копировала в училище, — призналась Анна во время открытия выставки. — Но со временем это перестало быть интересным. А у нас в Подмосковье такая красивая речка. Птицы так ко мне привыкли, что вскоре уже позировали минут по пятнадцать. У вас утки-мандаринки, а у нас они попроще. Последняя фраза была адресована почетным гостям вернисажа, представителям Азиатско-Европейского бюро информагентства «Синьхуа». На выставку пришли руководитель бюро господин Ху Сяогуан и помощник начальника департамента внешних связей и сотрудничества господин Дай Вэйвэй.
Материал и краски в основном традиционные (что называется, «холст, масло»). Впрочем, и тут есть исключения. Екатерина Боброва из Нижнего Новгорода прикрепила на красный шелк четыре полотна крафт-бумаги с рисунками, а в центр пристроила бант из бело-синих атласных лент. Москвичка Анна Флит дефилировала по залу в черной футболке с принтом — нарисованным ею желтым драконом.
— Поскольку сейчас технологии правят миром, то моя работа создана на… планшете, — куратор выставки, художник Ольга Щербакова показывает на свою картину «По Великому шелковому пути» (караван груженых верблюдов). — Но это не значит, что ее рисовал компьютер: в ход пошли краски и кисти. Я пишу акрилом: если что-то пошло не так, ты можешь с легкостью удалить весь слой.
У большинства картин красочность полотна контрастирует со скромностью оформления: рамок либо нет вовсе, либо они совсем простые. На этом фоне выделяется одна из картин Татьяны Тилоевой: женщина в белом с алыми обшлагами стоит среди огромных белых птиц, и все это оправлено в золоченую раму с красными иероглифами. Оказалось, что именно с оправы все и началось.
— Я купила эту рамку с мамой на вернисаже в Измайлове, — улыбается Татьяна. — Долго пыталась выяснить, что на ней
написано, обращалась во все тематические группы в соцсетях. Оказалось, что там говорится про мать-императрицу и журавлей. Так и родилась идея картины.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
— Значимость этой встрече придает ситуация политическая. Многие страны негативно относятся к России, но Китай — наш давний друг. А для меня — это еще и мечта детства, потому что я провела его в городе на берегу Амура, откуда был виден Китай. В Центральном округе лишь в нескольких библиотеках есть такое выставочное пространство, как у нас. Система стендов-решеток позволяет компоновать картины как по горизонтали, так и по вертикали и вмещать до 150 картин.
МЕЖДУ ТЕМ
Выставка приурочена к 75-летиюобразования Китайской Народной Республики (провозглашена 1 октября 1949 года). Продлится она до 27 октября.