Опрос

24 ноября в России отметят День матери. А Вы знаете, какой из указанных фактов неверный?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Все пути ведут к Таганке

4 августа 2022 года. Художник Юрий Архангельский держит в руках картину, где он изобразил свой дом № 26 по Факельному переулку. Фото: Анна Макмаладзе, «Вечерняя Москва»
4 августа 2022 года. Художник Юрий Архангельский держит в руках картину, где он изобразил свой дом № 26 по Факельному переулку. Фото: Анна Макмаладзе, «Вечерняя Москва»
4 августа 2022 года. Художник Юрий Архангельский держит в руках картину, где он изобразил свой дом № 26 по Факельному переулку. Фото: Анна Макмаладзе, «Вечерняя Москва»
4 августа 2022 года. Художник Юрий Архангельский держит в руках картину, где он изобразил свой дом № 26 по Факельному переулку. Фото: Анна Макмаладзе, «Вечерняя Москва»

Глотов переулок, улица Алексеевская, Чертов переулок… Уроженец Таганского района, член Союза журналистов РФ, тренер по волейболу, художник-график Юрий Архангельский сохранил первородные образы этих уголков не только в памяти, но и на своих картинах.

Свои детские воспоминания Юрий Вячеславович начинает с лирической цитаты: «Родился я в Таганке под забором. Крестили меня черти с косогора…». Песенка хулиганская, народная, отражает больше характер состоявшегося художника.

— Родился я все-таки в обычном роддоме на Абельмановской, а живу на Таганке теперь только душой. Переехать в Рязанский район в 1970-м пришлось, когда наш деревянный дом снесли, — с грустью рассказывает Архангельский. До его 85-летия осталось чуть больше года. Таганский район через три года отпразднует свои 90. Самое время готовиться к большой художественной выставке. В гостиной в квартире Архангельского весь диван заставлен начавшейся собираться будущей экспозицией.

Храм святителя Николая Чудотворца в Рогожской слободе. Работа Юрия Архангельского
Храм святителя Николая Чудотворца в Рогожской слободе. Работа Юрия Архангельского

Семейное гнездо

Центральное место в ней занимает, конечно, изображение дома семьи Архангельских. Двухэтажное деревянное здание под номером 26 в далеком прошлом — усадьба в Большом Факельном переулке. Сегодня на ее месте тянутся к небу белые панельные 19-этажки. Что интересно, номер 26 ни одному дому здесь так больше и не присвоили. Лишь название переулка с прежних времен сохранилось.

— Вот на первом этаже четыре окна, видите? Две комнаты? — Художник показывает одну из своих картин. — Это наши. На улице кальсоны висят дедовы, рядом бабушка моя сидит. Женская фигурка — моя жена. Дочь и сын гуляют. Еще друг Николай, ставший потом олимпийским чемпионом по волейболу, мальчишкой изображен...

На одном полотне все поместилось у Архангельского: и детство, и юность, и молодость. В итоге получилась такая широкая ретроспективная картина.

Первые рисунки у Архангельского стали получаться еще в пятилетнем возрасте. В семейном фотоальбоме сохранилось несколько клочков серой бумаги с портретными зарисовками родственников, натюрмортами и пейзажами. Все вполне узнаваемо. Талант юного художника практически заменил непозволительную по тем временам роскошь — фотоаппарат.

— Рисовал где придется: на улице, дома, в гостях — все, что нравилось, — переворачивает страницы альбома Архангельский. Конечно, эти эскизы помогают и в сегодняшнем его творчестве. Еще на одной современной картине с точностью запечатлено оставшееся в прошлом здание.

— По соседству с моим домом стояла гостиница Московской патриархии. Местные прозвали ее «Бастилией» за мрачноватый вид, — вспоминает Архангельский.

Вокруг этой «Бастилии» художник изобразил фигурки людей, главная из которых — дворник Василий Егорович. Юрий Вячеславович помнит, как тот следил за порядком во всем переулке.

От лихих побед — к спортивным

После войны таганский криминалитет пополнился новыми отчаянными головами, как и по всей стране. Первоклассник Юра случайно оказался в дворовой команде хулиганов, которых под свою опеку попытались взять воры-карманники. Свернуть со скользкой тропы помог спорт. Покровский монастырь делил свою территорию со Ждановским парком, теперешним Таганским.

— Мы с другом туда часто ходили на выступления духового оркестра, еще специально запасались двумя лимонами, — рассказывает Архангельский. Усевшись в первом ряду, товарищи вгрызались в цитрусовые, пытались сбить оркестрантов с музыкального лада. Однако вскоре эти музыкальные паузы закончились. Две местные старенькие церквушки, оборудованные под спортзалы для занятий тяжелой атлетикой и волейболом, постепенно собрали в Таганском районе лучших спортсменов. Молодежь ими восторгалась. И на тот момент уже 10-летний Юра выбрал для себя волейбол — как оказалось, на всю жизнь.

Воспитал чемпионов

Играть в волейбол, как признается Юрий Вячеславович, он прекращал лишь на несколько месяцев, когда ему делали операцию на суставах. Волейбол для него всегда был и остается одной из наиболее интеллектуальных спортивных игр.

— Заранее просчитать шаги соперника, угадать его слабые места, воспользовавшись периферическим зрением, а еще в скором темпе, красиво — разве это не быстрые шахматы? — улыбается Архангельский.

Когда-то ему был намечен звездный путь в составе команды мастеров ЦСК. Но он отказался: не смог предать родной Таганский клуб. Срочная служба в Шуйской дивизии обернулась сплошным спортивным марафоном: официально Юрий Архангельский состоял писарем при штабе и играл за Московский военный округ. Тогда же он показал себя и как профессиональный художник.

— Так я и шел двумя путями: искусством и спортом. Стенды, плакаты, даже карты той поры — все моими руками сработаны. За всю службу винтовку держал в руках один раз. На учениях стрельнул — и свет на полигоне погас почему-то. Больше оружие мне не доверяли, — признается художник.

После армии Архангельский окончил Московский полиграфический институт. Приобретенная профессия художника позволила выехать в необычную командировку в ГДР, где оттачивать мастерство получилось в газете «Советская армия».

— Продолжился здесь и волейбол. С коллегами из редакции познакомился с волейбольной немецкой командой, тут же сыграли и победили их с разгромным счетом, — с улыбкой вспоминает Архангельский и предлагает узнать его на фотографии, запечатлевшей волейбольную немецкую команду «Мотор. Тельтов». Задача не из легких. Юрий Вячеславович на фоне рослых немцев затерялся.

— Все они были такими огромными, а играть совсем не умели. Я их потом научил, — сознается Архангельский. С ним в составе команда «Мотор. Тельтов» выиграла чемпионат Германии в 1974 году.

Переулочки-шкатулочки

От «картинной галереи» Архангельского прямой путь лежит в Таганский район. В натуральную величину осовремененный Большой Факельный переулок кажется уже не таким

Храм Успения с шатровой колокольней Крутицкого подворья. Работа Юрия Архангельского
Храм Успения с шатровой колокольней Крутицкого подворья. Работа Юрия Архангельского

художественным. Впрочем, тут уж как посмотреть... А смотрим мы внимательно. Красно-бурый кирпичный дом № 23 по Большой Андроньевской улице точно сошел с картины Архангельского. Прозванный в народе «Буровка» в небогатое на развлечения послевоенное детство Юрия Вячеславовича он играл роль чуть ли не аттракциона для местной детворы.

— По металлическим пожарным лесенкам, соединявшим снаружи его этажи, было весело бегать, прыгать и даже играть в салочки, — вспоминает художник.

Следуя уже по Большому Факельному, мастер рассказывает, как в морозные зимние дни ребятня любила рассекать здесь по накатанной проезжей части на снегурках — так назывались коньки, привязанные к валенкам, — иногда зацепившись железным крюком за кузов проезжающего грузовика. Немного не доходим до Товарищеского переулка, бывшего Чертового, как Архангельский вновь вспоминает:

— Будучи старшеклассником, вырядился я как-то в подаренный дядей белый шелковый шарф, брюки синие в полоску. Шага не прошел, уличная шпана остановила и раздела. Правда, вскорости все к дому принесли. Авторитеты местные тогда уже меня уважали за спортивные достижения и творческие. И вот мы уже выходим через бывший проходной двор у дома № 24 по Большому Факельному на Таганскую улицу.

— Сразу после войны в 1946 году здесь продавали вкуснейшие бублики. Каждое утро дедушка давал мне по пятачку на бублик. Разрезанный пополам, политый постным маслом... М-м-м!.. Он казался необыкновенно вкусным! — с удовольствием оглядывается по сторонам наш экскурсовод и точно видит на соседнем доме забавную вывеску из прошлого. — На парикмахерской висела она: «СТРИЖЕМ И БРЕЕМ КОЗЛОВ И БАРАНОВ», — смеется Архангельский. — Фамилии парикмахеров в таком написании приобретали совершенно анекдотичный смысл.

Современная Таганка Архангельскому тоже интересна. В планах художника воплотить ее еще в нескольких десятках картин. Вот хотя бы таинственный «плоский дом» напротив станции метро «Марксистская» уже заждался своей очереди быть увековеченным на полотне. В среднем в день на творчество художник Архангельский выделяет сегодня около шести часов, если не отвлекают другие неотложные дела.

Новости партнеров