Всеволод Шиловский: Мое лето — это дача
Народный артист России Всеволод Шиловский — человек разносторонний. Актер широчайшего диапазона. Режиссер, чьи спектакли и фильмы пользуются неизменным успехом. Педагог, передающий свой опыт молодежи. Отметив день рождения — «две семерки», — он дал интервью нашему корреспонденту
Известный актер и режиссер 3 июня отметил 77-летие
Всеволод Николаевич, а ведь лето на дворе, период отпусков наступает. Для кого-то лето — это грибы, рыбалка, охота, а какой ваш любимый вид летнего отдыха?
Я не рыбак, не грибник, не охотник. Это не по моей части. Для меня лето — это съемки, фестивали. Я фанат. Я председатель попечительского совета детского кинофестиваля «Алые паруса» в Крыму. Двадцать лет отдал этому кинопразднику и отношусь к нему с огромной любовью и нежностью. К сожалению, в этом году не смогу участвовать в его работе по здоровью — врачи запретили выезжать в жаркие точки. Но я всячески помогаю ему в Москве. Впрочем, лето для меня — это дача, набор нового курса, подготовка к новому сезону — педагогическому и съемочному.
У вас ведь громадный педагогический опыт?
Мне повезло, потому что в Школе-студии МХАТ были блистательные педагоги.^С четвертого курса меня пригласили в Художественный театр — это очень почетно. Играл по 30 спектаклей в месяц! Потом предложили преподавать в Школе-студии. Это было удивительно: я сам был неопытен, а студенты являлись моими ровесниками — Владимир Меньшов , Андрей Мягков, Ирина Мирошниченко. Педагогика — профессия, где ты обязан забыть о себе и пытаться раскрыть другие индивидуальности. Хорошему педагогу надо иметь терпение, терпение и терпение.
А в чем особенность режиссерской профессии?
Ты должен хотя бы на пять миллиметров, но быть впереди артистов. Если не можешь за собою повести людей — уходи. Режиссерами не рождаются, ими становятся. Ведь ни один режиссер МХАТа не имел профессионального образования. В этой профессии главное — знать, чего ты хочешь. Артисты обязаны воплотить твой замысел, но вести их за собой — твое дело.
- Будучи молодым режиссером, вы ставили спектакли со стариками МХАТа. Бывали ли конфликты, борьба самолюбий, непонимание?
- Если я что-то находил и Яншин, Массальский, Тарасова, Степанова, Зуева соглашались с моей находкой, то они так отрабатывали свою роль дома, что играли без суфлера. Они знали, что усилия Шиловского направлены только на то, чтобы спектакль получился.
Вам доводилось сомневаться в себе?
Я по природе своей самоед, мне не нравится все, что я делаю. Охотно бы переделал заново и роли, и фильмы, и спектакли . Такой недостаток, но я с ним борюсь. В этой профессии все на крови. Если ты не тратишься, ни хрена не выйдет.
После раздела МХАТа вы оставили театр и ушли в кино?
Кинематограф дал мне вторую жизнь. У меня около 150 ролей в кино и множество постановок. Я снял первый сериал Советского Союза «День за днем», на который пришло около 300 тысяч писем. Снял художественный фильм «Кодекс бесчестия», где был фантастический состав: Вячеслав Тихонов, Леонид Куравлев, Игорь Костолевский, Людмила Чурсина, Татьяна Васильева, Всеволод Ларионов, Александр Пашутин. И, конечно, Андрей Болтнев — замечательный артист.
Всеволод Николаевич, вы сами сыграли множество ролей, и ни один ваш персонаж не похож на другой. От чего зависит актерское счастье?
В нашем деле все решают талант, работа и удача.
Сейчас вы живете в Центральном округе столицы. Часто гуляете по городу?
Я, как говорится, человек машинный. Ножками хожу довольно редко. Но то, что я вижу из окна автомобиля, меня откровенно радует. Значительно лучше стали дороги, появились новые развязки, на порядок меньше стало автомобильных пробок. Москва в последние годы меняется в лучшую сторону. Улицы стали красивее, чище, выросли новые дома, во дворах появляются скверы, детские площадки. Некоторых районов просто не узнать — настолько они изменились.
Справка
Всеволод Николаевич Шиловский родился 3 июня 1938 года в Москве. В 1956–1957 годах трудился слесарем на станкостроительном заводе «Салют». В 1961 году окончил Школу-студию МХАТ. В 1961–1990 годах — актер и режиссер МХАТа. С 1987 года сосредоточился исключительно на кинематографе. Снимался в фильмах: «Интердевочка», «Влюблен ственному желанию», «Любимая жена механика Гаврилова» и других.