Всеволод Шиловский: Я искренне рвался в Суворовское училище
Известный актер и режиссер написал письмо Иосифу Сталину с просьбой зачислить его в учебное заведение.
В Политехническом музее среди экспонатов можно обнаружить аэродинамические изобретения отца нашего известного кинорежиссера и артиста, бывшего режиссера МХАТа Всеволода Шиловского.
Начавшаяся война оказалась огромным испытанием для семьи Шиловских.
- Всеволод Николаевич, как все-таки странно тасуются карты нашей жизни, не правда ли?
- Да-а. Мой папа — талантливый человек, он окончил столичную консерваторию и Военную академию Жуковского.
И возглавлял мощное авиационное предприятие. Отец умел дружить, и в числе его близких друзей были Герои Советского Союза Водопьянов, Молоков, Громов.
Именно с их легкой руки я в итоге не стал сыном врага народа. Брата моего папы, вице-адмирала расстреляли. И когда вопрос стал о дальнейшей судьбе отца, эта троица приехала к нам домой, засунула его в авто и на самолете отправила в бухту Тикси — начальником. Причем ничего ему заранее не сказав. За папой пришли этим же вечером, но, поскольку отправить его дальше, чем он оказался, возможным уже не представлялось, все обошлось.
- Как при такой родословной вас угораздило написать письмо Сталину с просьбой зачислить в Суворовское училище?
- Я искренне рвался в Суворовское училище и был готов отдать за Сталина все! Время было такое — работала мощнейшая идеологическая машина.
Родился я достаточно хилым. Ребенком был болезненным. Поэтому Суворовское училище мне не светило. Мы жили на том самом берегу Яузы, который вы хорошо помните по фильму «Верные друзья».
Я очень люблю этот фильм.
Глядя на трех мальчишек в маленькой лодочке, всегда вспоминаю наводнения — Яуза весной разливалась, вода стояла так высоко, что до места учебы нас, детей, доставляли на «студебекерах» или телегах, запряженных лошадьми.
- Вы ведь сначала вроде жили в Останкине?
- Да, сначала у нас в Останкине была очень большая квартира. Но когда отец ушел на фронт, маме впервые в жизни пришлось идти работать на завод, и мы несколько раз меняли нашу жилплощадь на меньшую.
В итоге оказались у метро «Электрозаводская» в маленькой комнате. Я был свидетелем того, как открывались станции метро «Семеновская» и «Электрозаводская», их строили в войну. Принимал в этом живое участие: мы, пацаны, первыми пролезали под нарядной красной ленточкой.
Занимался спортом на стадионе. Стадион строили пленные немцы. Их привезли в вагонах, и рабочие завода сначала даже выпускать их оттуда не хотели. Стояли стеной, в руках металлические прутья. Но через годы, когда немцы отстроили большую часть Измайлова, они уезжали домой. И те же рабочие со слезами их провожали, за эти годы многие переплелись с ними семейными отношениями.
А уже позднее, став режиссером, я перебрался жить в центр.
- Анна Ахматова когда-то написала про свои стихотворения «когда б вы знали, из какого сора». А из какого сора вырастают режиссеры?
- Во мне с детства прочно сидело ощущение лидерства. Без этого ощущения нельзя повести за собой людей — являешься ли ты директором завода или режиссером. Одновременно меня всю жизнь сопровождало чувство одиночества и постоянной неудовлетворенности собой, о которой невозможно рассказать. Все ощущения, все желания, все травмы я всегда носил в себе. Думаю потому, что мальчишки военного времени не терпели соплей.
В девятом классе я решился провернуть авантюру и попробовать сдать экзамены в Школу-студию МХАТ.
Неожиданно прошел все три творческих тура, и мне предложили подавать документы, но ведь предстояло еще оканчивать среднюю школу. После ее окончания на вопрос матери «МВТУ или МАИ?» я твердо ответил: «Только школа-студия МХАТ».
Справка
Всеволод Шиловский родился 3 июня 1938 года в Москве. Окончил Школу-студию МХАТ. В 1961–1987 годах совмещал активную съемочную деятельность с работой во МХАТе.
С 1987 года сосредоточился на кинематографе. Является руководителем актерской мастерской во ВГИКе. С 2008 года президент кинофестиваля «Золотой феникс».