Вспомнили традиции, съели тысячи блинов
17 марта на площадках Центрального округа завершили Масленую неделю. Гостей праздника угостили блинами, развлекли старинными песнями и плясками и даже обучили старорусским ремеслам.
Яркий праздник Масленицы широко отметили в Камергерском переулке. Тут и там пекут блины да сбитень с разными ягодами и медом разливают. Большие очереди собрались рядом с кузней, где мехами раздувают печь, около которой стоит широкоплечий кузнец, одетый в наряд новгородского ремесленника конца IX — начала X века.
— Мы занимаемся не только кузнечным ремеслом, но и исторической реконструкцией, — рассказывает кузнец Иван Рядович. — Мне в такой одежде даже удобнее и привычнее, чем в современной. Такую на Руси носили ремесленники, которые уже не бедные, но еще и не зажиточные. Несколько молодых ребят с увлечением смотрят, что же кует Иван. Кто-то говорит, что это метательный сюрикен, а кто-то считает это наконечником копья. Но все гораздо проще. — Это маленькая металлическая птичка, — Иван Рядович демонстрирует маленькую фигурку с широкими крыльями с аккуратными зарубками, хвостом и небольшим клювиком. — В X веке традиция праздника Масленицы еще не сформировалась, блин еще не был ее символом, ровно как и Солнце, которое он символизирует. Но эти весенние даты всегда были важны для нашего народа. Ведь для наших предков зима была тяжелым временем года, когда ничего не растет, температуры низкие, а умереть можно от простой простуды. Хоть праздника еще и не было, но символы уже образовались. — И настоящим символом весны в те времена была птица, — Иван поднимает свое изделие. — Когда люди видят, что возвращаются перелетные птицы — это для них радостный знак, значит, зиму пережили. Позже символ птицы отошел на второй план, уступив место блину.
Рядом с кузней слышится шум пилы. Местные плотники демонстрируют зрителям, как работали ремесленники на Руси. — Этот инструмент, например, копия археологических находок времен Новгорода X века, — плотник Илья Ян демонстрирует небольшую одноручную пилу. — Такими современными инструментами на старинный лад мы и работаем. Для демонстрации мой друг Алексей Кузин вон целое дерево пилит. И ведь такие инструменты совсем не хуже современных аналогов.
Пока мы общались, мимо с задорными напевами и наигрышами проходят веселые скоморохи. Пестрящие одежды навевают атмосферу ярмарочного гулянья. Впереди бежит девушка, наряженная в козу. Задорно кричит «Эхехей!» и бодает прохожих. За ней — пастух в деревянной маске, еле поспевает. А на Тверской площади представлены традиционные русские игрушки. Особенной популярностью пользуются масленичные куклы.
— Куколок таких на Руси делали издревле, — говорит автор кукол Нина Снова. — Их изготавливали на целый год. За это время они собирали в себя всю негативную энергию, а потом на Масленицу их вместе с ней сжигали и делали новых. Но мастерили наши предки и другие игрушки.
— Вот семейный оберег — неразлучники, который хранит семейный очаг, — мастерица показывает сплетенные фигурки из соломы. — Или вот такой веник, который выметает из жилища все плохое. Ну и, конечно, какая Масленица может обойтись без вкусных блинов?
— На улице Кузнецкий Мост знаменитые повара столицы круглосуточно выпекали блины. За семь дней фестиваля их было сделано больше четырех тысяч, — рассказал мэр Москвы Сергей Собянин.
А мы за угощениями отправились на площадь Революции. Там большой выбор. Издалека чувствуется запах блинов да начинки разной. А какой здесь чай и сбитень предлагают... Ах! Сбитень вообще напиток необыкновенный. Его на Руси еще с XII века варили из меда, пряностей и разных трав. А дальше начинаются эксперименты: хочешь — ягод добавь, хочешь — яблок или апельсинов на современный манер. Поле для фантазий бесконечное. Традиций на Масленицу у нашего народа скопилось немало. И здорово, что поучаствовать в них можно прямо в центре столицы. Уж действительно широка на Руси Масленица!