Вся жизнь кувырком
Александра Устинова — электрик по образованию. Оказалась в Замоскворечье после Великой Отечественной войны. Корреспонденту сайта газеты «Москва.Центр» ветеран рассказала о жизненном пути и работе на железнодорожной подстанции, в метрополитене и даже на химическом заводе.
Глядя на очаровательную женщину, стоящую на пороге квартиры, и не скажешь, что она встретилась лицом к лицу с ужасами Великой Отечественной войны. Александре Устиновой 98 лет, а она попрежнему излучает необыкновенный позитив и радость.
— И гулять ходит, и телевизор любит смотреть. Всегда интересуется, что там в мире происходит. Смотрит все передачи, ток-шоу, слушает внимательно, — говорит Валентина Харито, дочь Александры Васильевны.
— Конечно, надо же интересоваться. Все вспоминается старое-то, — добавляет Александра Васильевна.
Довоенное время
Участница Великой Отечественной войны родилась в деревне Измайлово, находящейся в Рязанской области. Успела застать эпоху раскулачивания. Маленькие были, а приехали люди в колхозы, чтобы забирать имущество у дворян. У отца было двое братьев, все жили в двух избах. У каждого было по лошади и корове. Раскулачили всех. Вместе с семьей Александра переехала в другой дом. Отец ушел на железную дорогу работать, а мать вступила в колхоз.
Закончив обучение длиной в семь лет в 1939 году, юная Александра приехала в Москву.
— Закончила я несколько классов, а десятилеток у нас не было. Куда деваться? Надо дальше учиться. В Москве у нас знакомые были, вот я и приехала к ним. Мама осталась в деревне, а я в железнодорожное училище поступила. Учеников там одевали, обували, кормили. Нас всего четыре девчонки было, а остальные — мальчишки. Это в 1940-м году происходило, а как война началась, то были только одни слезы. Эвакуировали всех, — вспоминает Александра Васильевна.
Начало войны и полная эвакуация
До сентября она вместе с ребятами находилась в училище. В сентябре 1941 года немецкие военные подошли к Москве. Училища уже были закрыты. Ребята экстренно сдали экзамен по электронике, а затем юных железнодорожников срочно начали распределять по местам работы. Александра оказалась на подстанции в Софрино Ярославского направления.
— Всего две девочки было. Ребят-то сразу в армию всех забрали. Электричество во время эвакуации отсутствовало, а разбирать подстанцию надо. Потом, как немцев начали отгонять, стали собирать заново. Восстановили потихоньку, и движение поездов началось.
В это время Москва была полностью эвакуирована. Рабочих катастрофически не хватало, а оборудование на фронт было просто необходимо.
— Ну и что же делать? Мы вновь взялись за восстановление электрических поездов, главное — быстрее. Такие составы были только на трех дорогах: Северной, Ярославской и Рязанской. Остальные-то все паровые.
Разгром подстанций немецко-фашистскими войсками участница Великой Отечественной войны вспоминает не с грустью, а с улыбкой на лице и невозмутимостью.
— Все бомбили вокруг, и железные дороги тоже, а мы чего... Нужно было восстанавливать все. Как все сделаем, так вновь начинают бомбить. И вот так по кругу. Как немцы стали уходить, нам оборудование привезли — тоже на восстановление. Трансформаторы, например. Все мы сделали тогда. В то время и электрички пошли, и жизнь стала более нормальной, стабильной.
В свободное от починки оборудования время 18-летняя Александра занималась тяжелыми для девушки вещами. Грузила дрова и копала прокопы.
— Все было. Мы все делали для того, чтобы быстрее война кончилась, — улыбаясь, уточняет участница Великой Отечественной войны. — Помню, как немцы в Подольске уже стояли и на Москву смотрели. Думали, что через несколько дней уже там будут, а тут начали подъезжать наши солдаты с Дальнего Востока. Москву защитили и погнали врага прочь. Дальше уже и спокойнее работать стали.
С 1941 по 1945 Александра Васильевна работала в одном и том же месте — на подстанции в Софрино. Поезда вновь начали оживленное движение по рельсам, а советские войска отгоняли немцев все дальше и дальше.
— Все переработали, все переделали и Москву отстояли! Рассказать-то все это легко, а проживать было очень тяжело. Не ели толком ничего, бомбили нас постоянно. Мы, девчонки молодые были, 18 лет всего. Ничего не знали. Жуть, что было! — вздыхая, делится Александра Васильевна.
Война преподнесла ей и семье множество трудностей и потерь. Брат был военным летчиком, бомбил немцев. Погиб под Ельней в 1943 году, когда врагов начали выгонять из Москвы. Отца объявили без вести пропавшим после того, как он оказался в госпитале. Лежал в больнице, а ее разбомбили.
Из-за сильных холодов Александра застудилась. «Подарком» стала боль в теле.
— Ни обуть ничего не было, ни надеть. А морозы-то какие стояли в войну! По 40 градусов — немцев морозили.
Война и любовь
Будущего мужа она встретила на подстанции. Николай Устинов был старше ее на два года и занимался восстановлением контактной сети.
— Всю войну мы вместе были. Проболтались, так это называется. А расписались в 1945 году, — смеется Александра Васильевна. — Муж тоже на фронт не попал, железную дорогу чинить. Надо было работать и восстанавливать все. В 1946 и дочь у нас родилась.
В коллекции ветерана множество наград.
— Сейчас тех, кто работал на железных дорогах, причислили к участникам Великой Отечественной войны. Мама не была на фронте, как таковом, однако сделала многое для возвращения столицы к нормальной жизни. Поэтому вручили медаль «За оборону Москвы», — делится дочь Александры Васильевны, Валентина.
Жизнь после войны
Послевоенное время тоже оказалось непростым.
— Ну голод-то все равно был, но все-таки не бегали от бомбежек. После войны у меня вот дочка родилась. Ушла с работы, дома сидела с ней три года. Железную дорогу к тому времени уже восстановили.
Александра Васильевна ушла работать в метрополитен электромонтером в 1949 году. До 1971 года она трудилась на Электрозаводской и Бауманской подстанциях. Переменный ток перерабатывала в постоянный и передавала его на электросеть.
На этом трудовая деятельность Александры Васильевны не завершилась.
— Не поверите, куда я пошла после работы в метрополитене. В «Хлорпроект» (Государственный научно-исследовательский и проектный институт хлорной промышленности», на подстанции трудилась. Из соли хлор делали. В общем-то все по электричеству, я же электрик.
Удивительно, что эта милая и хрупкая женщина работала в таких местах. И на железной дороге, и в метрополитене, и даже на химическом заводе.
— Молодому поколению хочу пожелать, чтобы они учились на благо Родины. Чтобы защищали страну, помнили войну и знали нашу историю. Чтобы Родина наша была защищенной.