Устинова Александра Васильевна, 1940 год. Фото взято из личного архива

Вся жизнь кувырком

Устинова Александра Васильевна, 1940 год. Фото взято из личного архива
Александра Васильевна Устинова, 1940 год. Фото взято из личного архива

Александра Устинова — электрик по образованию. Оказалась в Замоскворечье после Великой Отечественной войны. Корреспонденту сайта газеты «Москва.Центр» ветеран рассказала о жизненном пути и работе на железнодорожной подстанции, в метрополитене и даже на химическом заводе.

Глядя на очаровательную женщину, стоящую на пороге квартиры, и не скажешь, что она встретилась лицом к лицу с ужасами Великой Отечественной войны. Александре Устиновой 98 лет, а она попрежнему излучает необыкновенный позитив и радость.

— И гулять ходит, и телевизор любит смотреть. Всегда интересуется, что там в мире происходит. Смотрит все передачи, ток-шоу, слушает внимательно, — говорит Валентина Харито, дочь Александры Васильевны.

— Конечно, надо же интересоваться. Все вспоминается старое-то, — добавляет Александра Васильевна.

Довоенное время

Участница Великой Отечественной войны родилась в деревне Измайлово, находящейся в Рязанской области. Успела застать эпоху раскулачивания. Маленькие были, а приехали люди в колхозы, чтобы забирать имущество у дворян. У отца было двое братьев, все жили в двух избах. У каждого было по лошади и корове. Раскулачили всех. Вместе с семьей Александра переехала в другой дом. Отец ушел на железную дорогу работать, а мать вступила в колхоз.

Закончив обучение длиной в семь лет в 1939 году, юная Александра приехала в Москву.

— Закончила я несколько классов, а десятилеток у нас не было. Куда деваться? Надо дальше учиться. В Москве у нас знакомые были, вот я и приехала к ним. Мама осталась в деревне, а я в железнодорожное училище поступила. Учеников там одевали, обували, кормили. Нас всего четыре девчонки было, а остальные — мальчишки. Это в 1940-м году происходило, а как война началась, то были только одни слезы. Эвакуировали всех, — вспоминает Александра Васильевна.

Начало войны и полная эвакуация

До сентября она вместе с ребятами находилась в училище. В сентябре 1941 года немецкие военные подошли к Москве. Училища уже были закрыты. Ребята экстренно сдали экзамен по электронике, а затем юных железнодорожников срочно начали распределять по местам работы. Александра оказалась на подстанции в Софрино Ярославского направления.

— Всего две девочки было. Ребят-то сразу в армию всех забрали. Электричество во время эвакуации отсутствовало, а разбирать подстанцию надо. Потом, как немцев начали отгонять, стали собирать заново. Восстановили потихоньку, и движение поездов началось.

Александра Устинова на работе, 1950 год. Фото взято из личного архива
Александра Устинова на работе, 1950 год. Фото взято из личного архива

В это время Москва была полностью эвакуирована. Рабочих катастрофически не хватало, а оборудование на фронт было просто необходимо.

— Ну и что же делать? Мы вновь взялись за восстановление электрических поездов, главное — быстрее. Такие составы были только на трех дорогах: Северной, Ярославской и Рязанской. Остальные-то все паровые.

Разгром подстанций немецко-фашистскими войсками участница Великой Отечественной войны вспоминает не с грустью, а с улыбкой на лице и невозмутимостью.

— Все бомбили вокруг, и железные дороги тоже, а мы чего... Нужно было восстанавливать все. Как все сделаем, так вновь начинают бомбить. И вот так по кругу. Как немцы стали уходить, нам оборудование привезли — тоже на восстановление. Трансформаторы, например. Все мы сделали тогда. В то время и электрички пошли, и жизнь стала более нормальной, стабильной.

В свободное от починки оборудования время 18-летняя Александра занималась тяжелыми для девушки вещами. Грузила дрова и копала прокопы.

— Все было. Мы все делали для того, чтобы быстрее война кончилась, — улыбаясь, уточняет участница Великой Отечественной войны. — Помню, как немцы в Подольске уже стояли и на Москву смотрели. Думали, что через несколько дней уже там будут, а тут начали подъезжать наши солдаты с Дальнего Востока. Москву защитили и погнали врага прочь. Дальше уже и спокойнее работать стали.

С 1941 по 1945 Александра Васильевна работала в одном и том же месте — на подстанции в Софрино. Поезда вновь начали оживленное движение по рельсам, а советские войска отгоняли немцев все дальше и дальше.

Устинова Александра Васильевна, 1980 год. Фото взято из личного архива
Устинова Александра Васильевна, 1980 год. Фото взято из личного архива

— Все переработали, все переделали и Москву отстояли! Рассказать-то все это легко, а проживать было очень тяжело. Не ели толком ничего, бомбили нас постоянно. Мы, девчонки молодые были, 18 лет всего. Ничего не знали. Жуть, что было! — вздыхая, делится Александра Васильевна.

Война преподнесла ей и семье множество трудностей и потерь. Брат был военным летчиком, бомбил немцев. Погиб под Ельней в 1943 году, когда врагов начали выгонять из Москвы. Отца объявили без вести пропавшим после того, как он оказался в госпитале. Лежал в больнице, а ее разбомбили.

Из-за сильных холодов Александра застудилась. «Подарком» стала боль в теле.

— Ни обуть ничего не было, ни надеть. А морозы-то какие стояли в войну! По 40 градусов — немцев морозили.

Война и любовь

Будущего мужа она встретила на подстанции. Николай Устинов был старше ее на два года и занимался восстановлением контактной сети.

— Всю войну мы вместе были. Проболтались, так это называется. А расписались в 1945 году, — смеется Александра Васильевна. — Муж тоже на фронт не попал, железную дорогу чинить. Надо было работать и восстанавливать все. В 1946 и дочь у нас родилась.

В коллекции ветерана множество наград.

— Сейчас тех, кто работал на железных дорогах, причислили к участникам Великой Отечественной войны. Мама не была на фронте, как таковом, однако сделала многое для возвращения столицы к нормальной жизни. Поэтому вручили медаль «За оборону Москвы», — делится дочь Александры Васильевны, Валентина.

Жизнь после войны

Послевоенное время тоже оказалось непростым.

— Ну голод-то все равно был, но все-таки не бегали от бомбежек. После войны у меня вот дочка родилась. Ушла с работы, дома сидела с ней три года. Железную дорогу к тому времени уже восстановили.

Александра Васильевна ушла работать в метрополитен электромонтером в 1949 году. До 1971 года она трудилась на Электрозаводской и Бауманской подстанциях. Переменный ток перерабатывала в постоянный и передавала его на электросеть.

Александра Устинова с дочерью Валентиной. Фото: Станислава Добровинская
Александра Устинова с дочерью Валентиной. Фото: Станислава Добровинская

На этом трудовая деятельность Александры Васильевны не завершилась.

— Не поверите, куда я пошла после работы в метрополитене. В «Хлорпроект» (Государственный научно-исследовательский и проектный институт хлорной промышленности», на подстанции трудилась. Из соли хлор делали. В общем-то все по электричеству, я же электрик.

Удивительно, что эта милая и хрупкая женщина работала в таких местах. И на железной дороге, и в метрополитене, и даже на химическом заводе.

— Молодому поколению хочу пожелать, чтобы они учились на благо Родины. Чтобы защищали страну, помнили войну и знали нашу историю. Чтобы Родина наша была защищенной.

Новости партнеров