Вся жизнь — сплошной синематограф
18 апреля с картины французского режиссера Жана-Франсуа Рише «Император Парижа» в столице стартовал 41-й Московский международный кинофестиваль. По традиции на красной дорожке киноконцертного зала «Россия» («Пушкинский») гостей встречал его президент, народный артист России Никита Михалков.
Нынешний 41-й Московский МКФ проходит в период глубинных мутаций и кризиса в фестивальном мире. Время диктует новые правила игры: сегодня картины находят зрителя не только в кинотеатрах, но и на обширных просторах интернета.
Московский кинофестиваль меж тем относится к классу «А», что означает вовсе не высокое качество лент в программах, как ошибочно думают многие, а лишь так называемое право первой ночи: фильмы, составляющие конкурс фестиваля, непременно должны быть премьерами.
Но поскольку во всем мире появление лент в интернете часто опережает официальную премьеру в кинотеатрах, то возникает принципиальный для фестивалей вопрос: «Что тогда следует считать премьерой?» И этот вопрос сталкивает отборщиков фестивалей всего мира с особенностями законодательства о кино, как в отдельных странах, так и в Европейском союзе в целом.
— Но несмотря на это обстоятельство и сжатые сроки (фестиваль окончательно перекочевал с июня на апрель. — «МЦ»), — рассказывает программный директор Кирилл Разлогов, — нам удалось собрать достойную программу, способную удовлетворить самые взыскательные вкусы. Наряду с нововведениями, которые, очень может быть, многим покажутся спорными, зрители найдут в репертуаре и традиционные программы, которым, хотелось бы надеяться, удается избежать опасностей застоя и стагнации. Это пользующиеся вниманием «Восемь с половиной фильмов» Петра Шепотинника, «Эйфория наваждений» Андрея Плахова. Это программа «Русский след» — убедительно иллюстрирующая, что выходцы из России не только приложили руку к основанию Голливуда, но и оплодотворяют своими талантами и культурными традициями самые разные кинематографии мира.
Особым вниманием пользуется параллельный конкурс документального кино, и с этого года его фильмы-победители автоматически включаются в шорт-лист «Оскара».
А всего в нынешнем году ММКФ включил в себя 21 программу.
— Есть среди них новые, — продолжает Кирилл Разлогов, — такие, например, как «Мир искусств», иллюстрирующая процесс связи кино с балетом, оперой, живописью. Есть программа «Первая серия», которой ММКФ реагирует и на растущее значение телевизионных сериалов в отечественной и мировой культуре.
Всего в основной конкурс ММКФ вошли 13 премьерных картин, сделанных кинематографистами Франции, Германии, Латвии, Ирана, Бангладеш, Казахстана, Турции, Финляндии, Италии, Китая, Японии. Будет там и три очень разные российские ленты.
Кроме того, на документальных специальных показах зрители увидят фильм режиссера Марианны Яровской «Женщины ГУЛАГа». Это картина — «коллекция» откровенных интервью с женщинами, пережившими репрессии 1930-х годов. Из шести героинь фильма троих уже нет в живых.
МНЕНИЕ
Никита Михалков, актер, продюсер, президент ММКФ:
— ММКФ постоянно увеличивает число программ. Одна из интересных, намой взгляд, — «Время женщин». Думаю, эпоха матриархата в кино не за горами: все больше картин высокого профессионального уровня делается женщинами режиссерами. Эта серьезная тенденция позволит посмотреть на проблемы с незнакомой для мужчин точки зрения. Интересных фильмов будет много, в основном конкурсе три российских ленты.
Меня иногда спрашивают, было ли такое, что мы лоббировали интересы страны? Мы никогда не давили на жюри. В самом начале у нас возникали довольно острые ситуации, не было достойного русского кино. Но начальство давило: «Поставьте что-нибудь!» Мы «что-нибудь» отказывались ставить наотрез. Потому что потом, если согласиться, начнут продавливать. Я все это проходил. Мыс самого начала задали в этом смысле высокую планку. Я всегда вспоминаю, что когда фильм «8½» Федерико Феллини получил Гран-при на ММКФ, то бедного Григория Чухрая, возглавлявшего жюри, затаскали в ЦК, потому что «ну, не должна такая картина получать главный приз». Но она его, однако, получила.