Всю жизнь посвятила музею
На фасаде дома № 14/5 на Покровском бульваре 20 марта появилась мемориальная доска, увековечившая память российского искусствоведа Ирины Антоновой, которая более полувека возглавляла Государственный музей изобразительных искусств (ГМИИ) им. А. С. Пушкина.
Ирина Александровна не дожила 16 месяцев до своего юбилея: 20 марта ей бы исполнилось 100 лет.
— Для нас это была трагедия, мы не ждали этого ухода, готовились к юбилею Ирины Александровны, — говорит директор ГМИИ им. А. С. Пушкина Марина Лошак. — Сегодня, в день ее рождения, мы стоим рядом с тем домом, где прошли очень сложные, но тем не менее очень счастливые годы ее жизни.
На открытие мемориальной доски собрались родные, коллеги, соседи Ирины Антоновой, те, кто знал ее, кто восхищался ее личностью. В доме № 14/5 Ирина Александровна прожила 40 лет, а потом переехала, но соседи всегда гордились, что в пятом подъезде на шестом этаже рядом с ними жила легендарный директор Пушкинского музея.
— Окна из ее квартиры выходили и на улицу, и во двор, — показывает одна из соседок Антоновой Ирина Ветрова. — Не знаю, кто живет в ее квартире, но видела, что сейчас там идет ремонт. А уехала Ирина Александровна в 1982 году: кажется, ей дали жилье на Ленинском проспекте, просторнее. Здесьто у нее была очень маленькая квартира. Я помню, как Антонова всегда выглядела — элегантная, яркая, на каблучках.
Автор проекта мемориальной доски, академик Российской академии художеств, народный художник России, скульптор Георгий Франгулян изобразил профиль Антоновой на фоне колонн и лестницы музея.
— В прошлом году мы открыли мемориальную доску на фасаде Пушкинского музея, сегодня — здесь, — говорит Георгий Франгулян. — Я знал Ирину Александровну не один год. И конечно, моя персональная выставка в Пушкинском музее в 2006 году не состоялась бы без ее помощи. Специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой подчеркнул: Ирина Александровна превратила Пушкинский музей в центр мировой культуры.
— А эта доска — дверь в ее очень тайную, личную жизнь, — добавил он. О личной жизни Антонова говорить не любила, а вот о родном музее могла увлеченно рассказывать часами. Ирина Александровна посвятила Пушкинскому музею свыше 75 лет. Именно она сумела привезти в Москву знаменитую «Джоконду» Леонардо да Винчи. Картина ехала из Японии во Францию, но благодаря Ирине Александровне остановилась в России и задержалась в Пушкинском музее на несколько месяцев. На протяжении десяти лет в музее хранился еще один мировой шедевр — «Сикстинская мадонна» Рафаэля. После окончания Второй мировой войны ее вместе со другими произведениями искусства наши солдаты вывезли из шахт под Дрезденом. Перед возвращением в Германию «Сикстинская мадонна» участвовала в выставке работ Рафаэля. В своих «Диалогах об искусстве. Пятом измерении» Ирина Антонова написала: «Она была здесь!».
НА ЗАМЕТКУ
Ирина Антонова — ученый-искусствовед, специалист по итальянской живописи эпохи Возрождения. Наряду с балериной Майей Плисецкой и оперной певицей Галиной Вишневской она была одной из трех женщин — полных кавалеров ордена «За заслуги перед Отечеством». Благодаря ее деятельности ГМИИ им. А. С. Пушкина приобрел репутацию одного из лучших музеев мира.