Второе рождение великой державы
4 ноября Россия отмечает День народного единства. Ведь именно в ноябре 1612 года, 410 лет назад, произошла одна из важнейших вех истории нашей страны.
Сплотившись перед лицом возможной потери государственности (а все действия польских интервентов были направлены именно на это), русские люди в очередной раз отстояли свою свободу.
Войска второго народного ополчения под началом князя Дмитрия Пожарского и нижегородского земского старосты Кузьмы Минина разбили интервентов у стен Китай-города, а потом взяли в осаду Кремль, где укрылся гарнизон, состоящий не только из представителей Речи Посполитой и других стран Европы, но и наших соотечественников. Вскоре те сдались. А на престол был избран 24-летний Михаил из рода Романовых. Несколько лет спустя страшная страница русской истории под названием «Смутное время» была перевернута.
«Никогда Россия не была в столь бедственном положении, как в начале семнадцатого столетия: внешние враги, внутренние раздоры, смуты бояр, а более всего совершенное безначалие — все угрожало неизбежной погибелью земле русской», — писал в XIX веке действительный статский советник, писатель и драматург Михаил Загоскин. С ним сложно не согласиться. Однако перед угрозой исчезновения русского государства общество, как это было много раз «до» и будет «после», испытало небывалый пассионарный подъем. В один строй встали бояре и жители городских посадов, казаки и стрельцы, крестьяне и купцы. Это была битва за родную историю и православную веру.
Память о тех событиях хранят не только страницы исторических фолиантов и музейные экспозиции. В Москве немало исторических реконструкторов, которые занимаются воссозданием быта и военного дела XVII века. Пики и мушкеты, бердыши и сабли — ребята не только сами делают или заказывают эти предметы, но и прекрасно умеют ими владеть. Что регулярно демонстрируют на исторических мероприятиях как в Москве (например, на фестивале «Времена и эпохи»), так и за ее пределами. С энтузиастом этого движения, одним из руководителей московского клуба «Пятый стрелецкий Андрея Афанасьева приказ» Антоном Бурмистровым побеседовала «МЦ».
— Клуб был основан в 2007 году нашим другом, реконструктором Андреем Афанасьевым, ныне, к сожалению, покойным. В нем порядка сорока человек постоянного состава. Люди сегодня интересуются историей — к нам приходит немало новичков. Остаются не все, но не покривлю душой, если скажу, что большинство. На базе нашего клуба, помимо XVII века, существуют разные направления — от Раннего Средневековья до Второй мировой войны, — говорит Антон Бурмистров. — Почему именно XVII век? Да потому что с точки зрения истории период со времен правления Ивана IV Грозного и до реформ Петра Романова — один из весьма интересных и к тому же недостаточно изученных, на наш взгляд. Да, было страшное Смутное время, когда династия, правившая страной более семи веков, прервалась. Тогда со всех сторон наши «партнеры» пытались откусить кусок страны, урвать наших богатств, привить нам чуждую религию и культуру. Да и внутри государства кипели интриги. Но мы в очередной раз отстояли свои дома, культуру и веру. Смута завершилась. А уже после нее, во времена первых Романовых, наша страна начала расширяться, дойдя, по сути, до границ Китая. Мы успешно воевали с нашими соседями, в том числе за южную окраину — левобережье Дона и Запорожье. Провели внутренние экономические и политические реформы, сформировали современную (для своего времени, конечно) армию — полки нового строя. И все это создало ту базу, на которой Петр I сумел создать настоящую империю.
ИСТОРИЯ
Смутное время — период в истории России с конца XVI века по 1618 год, ознаменованный стихийными бедствиями, неурожаями, сопровождавшийся многочисленными случаями самозванства и внешней интервенцией, гражданской, русско-польской и русскошведской войнами, тяжелейшими государственно-политическим и социально-экономическим кризисами.
ЦИТАТА
— События смутной поры, необычайные по своей новизне для русских людей и тяжелые по своим последствиям, заставляли наших предков болеть не одними личными печалями и размышлять не об одном личном спасении и успокоении. Видя страдания и гибель всей земли <…>русский человек усвоил себе новые чувства и понятия: в обществе крепло чувство национального и религиозного единства, слагалось более отчетливое представление о государстве, — академик, доктор исторических наук Сергей Платонов (1860–1933).