Опрос

20 декабря 1958 года на Лубянской площади открыли памятник революционеру и партийному деятелю Феликсу Дзержинскому. А Вы знаете, где с 1994 года по настоящее время находится памятник?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Вячеслав Манучаров: Нам важно показать людям Донбасса, что мы с ними

Вячеслав Манучаров стал режиссером спектакля «Неотправленные письма» по роману Олега Роя. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
Вячеслав Манучаров стал режиссером спектакля «Неотправленные письма» по роману Олега Роя. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
Вячеслав Манучаров стал режиссером спектакля «Неотправленные письма» по роману Олега Роя. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
Вячеслав Манучаров стал режиссером спектакля «Неотправленные письма» по роману Олега Роя. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»

В августе Театр им. Моссовета представит премьеру — спектакль о Донбассе. Основу постановке дал роман Олега Роя «Неотправленные письма», режиссером выступил заслуженный артист России, педагог и телеведущий Вячеслав Манучаров. Репетиции проходят на Большой Садовой, в театре «МОСТ».

По сюжету книги, женщина-почтальон должна доставить 11 солдатских писем адресатам. В спектакле задействованы как именитые актеры — Ольга Кабо, Дмитрий Щербина, так и молодые артисты. «Вечерка» побывала на одной из репетиций «Неотправленных писем» и побеседовала с режиссером.

— Вячеслав, расскажите, как сложилось ваше сотрудничество с Олегом Роем. Как возникла идея спектакля?

Я познакомился с Олегом на проекте «Эмпатия Манучи», брал у него интервью в начале спецоперации. После в моих руках оказался его роман «Неотправленные письма» — роман про Донбасс, где я сам был неоднократно — с моими спектаклями, выступлениями, концертами. Видел ситуацию, общался с солдатами. И я абсолютно случайно открыл этот роман Олега. Думал, прочитаю пару страниц и закрою, но не смог остановиться. Мне так понравилась эта история — настолько живая, сегодняшняя, что мне пришла мысль оживить ее на сцене одного из московских театров. Предложил идею Театру им. Моссовета. Руководство мою инициативу поддержало. За что я очень благодарен. Ведь это первый спектакль про спецоперацию. Вся страна думает и переживает об этом ежедневно почти два года, а художественное сообщество делает вид, что этого нет. Это упущение мы вскоре исправим.

— Кто перерабатывал текст в пьесу?

Мне понадобилось несколько недель для создания инсценировки. Большую помощь оказал Олег Рой. Но это не первый мой театральный опыт. Я давно работаю в качестве режиссера: окончил Щукинское училище, три факультета — актерский, педагогический и режиссерский. И вот уже 20 лет в этом году, как я занимаюсь режиссурой.

— Почему-то об этом мало кто знает, пишут, что этот спектакль — ваш режиссерский дебют.

Может быть, потому что я никогда не ставил в таком большом театре, как Театр им. Моссовета. Но у меня за плечами спектакли в Москве и в Питере. Четыре антрепризных спектакля. И в этом смысле, конечно, это дебют только в части масштаба академической площадки.

— Вы много ездите на Донбасс. Что влечет вас туда, в этот не самый сейчас безопасный регион?

Я не могу взять винтовку и присоединиться к бойцам, но могу как артист творчески и по-человечески поддержать тех, кто защищает нашу Родину. Для меня это не пустые слова: оба моих дедушки прошли всю войну. Конечно, эти поездки эмоционально тяжелая вещь, но в сравнении с тем, что переживают люди, находящиеся там постоянно, это мелочь. Поэтому сразу после премьеры нашего спектакля «Неотправленные письма» мы поедем с ним на Донбасс. Я очень надеюсь и почти уверен: зрителям там он, что называется, «зайдет», потому что рассказывает о людях, которые стали участниками специальной военной операции и одновременно — героями этой пьесы. Это для них и про них.

Главную роль в нем исполнила актриса Ольга Кабо. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
Главную роль в нем исполнила актриса Ольга Кабо. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»

— Этот материал — трудная работа для души. Драматические судьбы, сильные чувства... Даже стороннему человеку невозможно не прослезиться...

Абстрагироваться от этого невозможно, все это попадает в сердце. И это хорошо. Я настолько погружен в идею создания нового смысла, новых героев сегодняшнего времени, я настолько влюблен в этот материал, он настолько меня вдохновляет, что отвлекаться на слезы не получается.

— В чем состоит новый смысл?

В том, что вот они, современные герои. Это не Бэтмен с Человеком-пауком, не Онегин с Татьяной и даже не Маяковский, а простой российский солдат, простая русская женщина, его жена, мать, дочь, это и хирург, который спасает жизни. Я очень хочу, чтобы именно этих героев увидела и полюбила наша большая страна. И поняла, что именно эти люди защищают сегодня нашу жизнь и дают нам возможность заниматься, например, созданием спектакля. Хотя могли бы сидеть где-нибудь в бомбоубежище.

— Некоторая часть творческой интеллигенции не приняла идею защиты Донбасса. Многие уехали из страны, критикуют Россию и все, что здесь происходит.

История расставит все на свои места. Но я глубоко убежден, что сегодня надо быть со своей страной. Все остальное пахнет не пацифизмом, а предательством. А предателей не любят везде. Я не могу представить себе российского художника, который в этот момент не вместе со своей страной. Мы сила, когда мы вместе, а не когда каждый стремится показать, что его хата с краю.

— Чулпан Хаматова, говорят, уже хочет вернуться...

Россия большая и великодушная страна. Примет и простит всех. Но если хочешь, почему не возвращаешься? К тому же одного хотения мало. Было бы здорово, если бы слова были подкреплены делом и реальной помощью людям и фронту.

— Актеры рассказали мне, что тексты писем — реальные истории, которые собирал Олег Рой.

Да, часть из них, основа книги — истории из жизни. И женщина-почтальон — реальный человек. Она выжила после бомбежки почты. Единственное, что она смогла вынести из горящего здания, — это сумка с письмами фронтовиков, которые надо отправить адресатам «на гражданку» из зоны специальной военной операции. И об этом спектакль.

— Мне кажется, что «спящим» людям в Москве этот спектакль больше нужен. Он может их разбудить?

Я не думаю, что человек может так долго спать. Все-таки эта трагедия началась не вчера и даже не в прошлом году. История длится уже почти десять лет. Другое дело, что в ком-то, возможно, до сих пор живет иллюзия, что там не так все страшно. Не так все серьезно. Ну, вот на спектакле эта иллюзия точно развеется. А зрителям на Донбассе этот спектакль нужно показать, чтобы подтвердить: мы с вами, мы вас любим и благодарим за то, что можем жить мирно.

— Вячеслав, а нет ли у вас таких знакомых, которых вам удалось переубедить? Один мой знакомый свозил свою приятельницу-оппозиционерку с гуманитарной миссией на Донбасс, и она совершенно «перековалась».

Таких примеров, к сожалению, нет. Но у меня есть один студент, ученик, очень талантливый парень. Он всегда был в оппозиции. И когда началась специальная операция, он был погружен в какую-то другую реальность. И вот могу похвастаться, что мне удалось его не то чтобы «перековать», но заставить посмотреть на происходящее не так однобоко. Причем с помощью очевидных фактов. И сегодня он собирает гуманитарную помощь, помогает в покупке лекарств. Он понял, что это не противостояние России против Украины, а противостояние глобального Запада против русского мира, который мы всеми силами сегодня стараемся сохранить.

НА ЗАМЕТКУ

Со сцены зрителям спектакля расскажут пронзительные истории о людях, так или иначе оказавшихся участниками водоворота трагических событий на Донбассе.

СПРАВКА

Вячеслав Манучаров родился в 1981 году. Еще будучи школьником (учился в школе при химфаке МГУ), стал сниматься в первом российском молодежном сериале «Простые истины». В 2003 году окончил Высшее театральное училище имени Б. В. Щукина. Звание заслуженного артиста России получил в 2018 году.

Новости партнеров