Взгляд художников сквозь эпохи, или Как прошло открытие новой уникальной выставки в Третьяковской галерее

Взгляд художников сквозь эпохи — в Третьяковской галерее открылась выставка «Увидеть неизвестное». Фото: Надежда Ходарева, «Вечерняя Москва»

Живописные полотна, архивные фотографии и уникальные скульптуры — все это впервые можно увидеть на новой выставке в Государственной Третьяковской галерее «Увидеть неизвестное. Живопись и скульптура XVII-XXI веков из фондов Третьяковской галереи». Экспозиция открылась 28 марта в зале на третьем этаже. Корреспондент сайта газеты «Москва.Центр» посетила кураторскую экскурсию, где увидела уникальные работы, которые прежде ни разу не экспонировались в Третьяковке. Прогулку провела заместитель генерального директора Третьяковской галереи по научной работе Татьяна Карпова.

Выставка включила в себя множество жанров: бытовой и исторический, архитектурный пейзаж, интерьер и скульптура. Над экспозиционным пространством работали несколько месяцев. Кураторы, методисты, экскурсоводы и другие сотрудники отобрали почти 120 произведений, из которых около 10 покажут жителям и гостям Москвы впервые. Еще более 20 работ эксперты отобрали из постоянной экспозиции.

Картины бытового жанра и интерьеры. Фото: Надежда Ходарева, «Вечерняя Москва»

— У нас очень большое собрание, около 200 тысяч единиц на сохранении. При всей интенсивности нашей деятельности есть произведения, которые не удавалось показать публике. Одна из особенностей выставки заключается в том, что многие работы попали в фонд в последние 10-15 лет, а некоторые из них буквально в несколько последних лет.

На экспозиции можно встретить работы Федора Алексеева, Василия Кандинского, Карла Бодри, Аристарха Лентулова, Наталии Гончаровой, Алексея Венецианова. Картины отличаются цветовыми решениями и пластическим языком. Большинство произведений скрыты от глаз постоянных посетителей, их нельзя найти в залах основной экспозиции Третьяковской галереи.

Полотна о тихой жизни

В зале гостей встретит витрина с эпизодами — картинами, выполненными в бытовом жанре. Гости могут заметить, как одна и та же тема по-разному раскрывается глазами художников на протяжении нескольких веков.

— Выставка охватывает большой период. В полотнах бытового жанра показана жизнь людей, различных коллизий, которые всегда привлекают публику. Мы уделили внимание интерьеру — тихой жизни вещей и людей в доме, в окружении своей семьи. Уникальный теплый жанр, который то всплывает на поверхность искусства, то опять уходит в тень. В экспозицию включили и богатое собрание редких снимков. Мы почти каждый год делаем фотографические выставки на основе наших собраний.

Картина середины XVIII века «Великомученица Параскева Пятница». Фото: Надежда Ходарева, «Вечерняя Москва»

На входе в зал нельзя не заметить массивное полотно «Красный Питер», написанное Павлом Никоновым в 2015 году. Работу автор подарил галерее в прошлом году. В «Третьяковке» она экспонируется впервые. На картине изображены здание Биржи, Ростральные колонны и Дворцовый мост, ведущий к Кунсткамере.

Рядом на витрине представили древний артефакт, который также демонстрируется впервые — деревянная скульптура великомученицы Параскевы Пятницы середины XVIII века. Первоначальные крест и свиток с молитвами, которые были в руках святой, утеряны.

Методист Любовь Головина, которая принимала участие в создании экспозиции, рассказала, что деревянная христианская скульптура была распространена в Перми в эпоху Средневековья.

Интерьер «Красная комната», картина Станислава Жуковского. Фото: Надежда Ходарева, «Вечерняя Москва»

— Образ Параскевы Пятницы многократный и не только в дереве, но и на иконах. Скульптура состоит из блоков, собранных по частям. Христианская мученица пострадала в эпоху императора Диоклетиана, когда было жесткое гонение на христиан в эпоху язычников, — отметила Любовь Головина.

Жанр интерьера в зале представлен картиной «Красная комната». Образ русской усадьбы создан кистью Станислава Жуковского в 1939 году. Живописный эффект затененной комнаты в насыщенных тонах красного теплого цвета и ослепительной зелени берез за окном создали запоминающийся контраст. Произведение поступило в коллекцию Третьяковской галереи в 2000 году.

Важный мужчина с тростью и веселый трактир

Картина «Мужчина с тростью» художника Сергея Иванова. Фото: Надежда Ходарева, «Вечерняя Москва»

Новинка, недавно приобретенная в коллекцию Третьяковки, висит отдельно от остальных работ. Живописец и художник-декоратор Сергей Иванов в 1922 году написал картину «Мужчина с тростью». Произведение купили на средства от дохода фонда целевого капитала.

— Здесь изображен архитектор. Ряд интересных деталей просматриваются в позе: странно изогнутая рука, обернутая вокруг трости, а вторая неестественно короткая. С руками ошибались многие художники, даже в картине «Неравный брак» можно увидеть очень длинное предплечье у пожилого жениха, — рассказала методист.

Картина Николая Сапунова «Трактир». Фото: Надежда Ходарева, «Вечерняя Москва»
Картина Николая Сапунова «Трактир». Фото: Надежда Ходарева, «Вечерняя Москва»

Сложно не обратить внимание на картину Николая Сапунова «Трактир», написанную художником в 1912 году. Мастер-символист создал произведение, отразив изнанку повседневной жизни. На картине изображена сцена из московского кабака, где в противовес жутким лицам людей художник поставил роскошный чайный сервис на переднем плане.

Впервые на выставке продемонстрировали картины «Лунная ночь. Город» Александра Голованова, «Жемчужный Торжок» Андрея Тутунова, «Старый Владивосток» Олега Лошакова, «Молодожены» Сергея Сергеева. Также посетители увидят ряд полотен исторического жанра, среди которых «Сцена из Варфоломеевской ночи» Карла Гуна, «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем» Григория Седова, «Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате» Андрея Рябушкина.

Хрупкий фарфор и прочный мрамор

Скульптуры из фарфора «Дед Мазай и зайцы», «Весна» и «Материнство» автора Алексея Сотникова. Фото: Надежда Ходарева, «Вечерняя Москва»
Скульптуры из фарфора «Дед Мазай и зайцы», «Весна» и «Материнство» автора Алексея Сотникова. Фото: Надежда Ходарева, «Вечерняя Москва»

Особняком кураторы расставили скульптуры. В двух малых залах посетители увидят работы Алексея Сотникова «Сокол», «Материнство» и «Весна». Заведующая отделом скульптуры Третьяковской галереи Ирина Седова рассказала, что масштабные скульптуры из фарфора считаются удивительно сложными в  реализации.

— Здесь представлены работы, демонстрирующие все развитие человеческой пластики, начиная от «Золотого века» русской скульптуры последней трети XVIII и до наших дней. Скульптура призвана говорить о высоком и идеалах, но здесь можно увидеть работу Марка Антокольского «Мефистофель» — отрицательный и символичный образ самого XIX века, — подчеркнула Ирина Седова.

Скульптура «Мефистофель» Марка Антокольского. Фото: Надежда Ходарева, «Вечерняя Москва»
Скульптура «Мефистофель» Марка Антокольского. Фото: Надежда Ходарева, «Вечерняя Москва»

Продолжение проекта «Моя Третьяковка. Из виртуального в реальное»

Экспозиция «Увидеть неизвестное» стала второй частью цифрового проекта «Моя Третьяковка. Из виртуального в реальное». На сайте программы представлено свыше четырех тысяч произведений. Платформу запустили в 2021 году, хотя работа над ней началась еще в 2020 году. Сегодня портал насчитывает 12,5 тысячи посещений.

Научные сотрудники, методисты, экскурсоводы и другие специалисты галереи вместе написали семь тысяч коротких и познавательных эссе. Из содержания текстов можно узнать историю создания художественных произведений. Короткие эссе отвечают на вопрос, как работы попали в собрание Третьяковки. На каждой этикетке с названием работ есть QR-коды, по которым участники экспозиции смогут перейти на сайт проекта.

Посетитель выставки использует QR-код в рамках проекта «Моя Третьяковка. Из виртуального в реальное». Фото: Надежда Ходарева, «Вечерняя Москва»

Идея создать масштабный выставочный проект «Моя Третьяковка. Из виртуального в реальное» принадлежит специалисту Анне Чуркиной.

— Это выставка-эксперимент. Было неожиданно перевести виртуальное пространство в реальное. Желание воплотить то, что человек видит, открывая страницу виртуальной галереи в реальности, вылилось в большой проект. В действительности же многое смотрится по-другому, а привычное в онлайн-мире мы еще не готовы принять. Экспозиция первой части завершилась в феврале этого года. Продолжение получилось более сильным, — рассказала специалист выставочного отдела Третьяковской галереи Анна Чуркина.

Новая уникальная выставка предложила посетителям, не погруженным в тонкости живописи или скульптуры, изучить, как в разные эпохи развивались темы жизни города, развития человеческих взаимоотношений, детства, сельской жизни и быта.

Познакомиться с представленными впервые произведениями можно до 13 августа 2023 года. Каждый экспонат выставки «Увидеть неизвестное» наполнен своим настроением и ощущениями авторов. Внимательность и неторопливость позволят лучше рассмотреть неизвестное.

Новости партнеров