Опрос

25 апреля отмечается Всемирный день пингвинов. А вы знаете, какой из проживающих в Московском зоопарке, занесен к Международную Красную книгу?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Взлетная полоса для артистов

Вид дома в наши дни. Козырьки над первым этажом создают впечатление, что он более узкий, чем остальные. Фото: Наталия Нечаева
Вид дома в наши дни. Козырьки над первым этажом создают впечатление, что он более узкий, чем остальные. Фото: Наталия Нечаева
Вид дома в наши дни. Козырьки над первым этажом создают впечатление, что он более узкий, чем остальные. Фото: Наталия Нечаева
Вид дома в наши дни. Козырьки над первым этажом создают впечатление, что он более узкий, чем остальные. Фото: Наталия Нечаева

Дом № 66/20 по Земляному Валу в Басманном районе признали объектом культурного наследия. Здание связано с именами трех известных москвичей и... множества будущих знаменитостей.

1941 год. Владимир Климов, конструктор авиадвигателей, сын заказчика дома. Фото: PASTVU.COM
1941 год. Владимир Климов, конструктор авиадвигателей, сын заказчика дома. Фото: PASTVU.COM

Здание было построено в 1910–1913 годах по проекту знаменитого архитектора Эрнста Нирнзее (1873– 1934). Заказчиком и одним из первых жильцов был предприниматель Яков Климов. В этом доме прошла юность его сына Владимира (1892–1962), будущего авиаконструктора. В советское время в одной из квартир жила актриса Мария Миронова (1911–1997), а сегодня дом служит корпусом Российской театральной академии (ГИТИСа).

Широко живу, далеко гляжу

Сегодня дом на углу Земляного Вала и Тетеринского переулка обращает на себя внимание разве что своей архитектурой. Первый этаж отличается по цвету от четырех остальных и кажется меньше их по объему — будто держит их на ладошке. А в 1910-е годы здание впечатляло еще и своей высотой. Конечно, с другим, самым знаменитым творением Нирнзее — «тучерезом» в Гнездниковском переулке — ему было не сравниться, но на фоне соседей дом выглядел настоящим небоскребом. Яков Климов выстроил здание как доходный дом: одну квартиру занимал сам, остальные сдавал.

— По своей архитектуре это типичное жилье нарождавшегося в Российской империи среднего класса, — объясняет кандидат искусствоведения, историк архитектуры Николай Васильев, доцент Московского государственного академического художественного института имени В. И. Сурикова. — То есть людей, способных платить за просторную квартиру с черной лестницей, водопроводом, помещениями для прислуги, но не имеющих средств и амбиций построить или арендовать отдельный особняк.

Коммунальные комнаты стали кабинетами

После революции дом был национализирован и превращен в коммуналку. Жильцами квартиры № 20 была семья Марии Владимировны Мироновой, будущей известной актрисы, матери Андрея Миронова.

— В некоторых источниках указано, будто Миронова жила там с рождения, но дом сдали, когда ей было два года, — рассуждает москвовед Дмитрий Бондаренко. — Судя по справочнику «Вся Москва», ее отец, товаровед треста «Москвошвей», числился там в 1920–1930-х годах. Адрес самой Мироновой впервые появляется в справочнике «Театральная Москва» за 1935 год. К концу 1980-х годов коммуналки расселили, здание стало одним из корпусов ГИТИСа (ныне РАТИ): в нем разместились факультеты сценографии и музыкального театра.

Вид дома в начале ХХ века. Фото: PASTVU.COM
Вид дома в начале ХХ века. Фото: PASTVU.COM

— Планировка здания очень даже сочетается с нуждами вуза, — утверждает ректор РАТИ Григорий Заславский. — В квартирах были маленькие комнатки для нянь — они отлично подходят для интеллектуальных занятий…

Изгнание клерков из храма Мельпомены

Григорий Заславский заявляет, что рад новому статусу корпуса: внимание столичного Департамента культурного наследия позволит быстрее избавить здания от проблем, которые оставили ему в наследство 1990-е годы.

— В 1992 году один из подъездов был сдан в долгосрочную аренду, там заняли офисные клетушки несколько десятков компаний, — рассказывает Григорий Заславский. — Получив обратно подъезд в конце 2017 года, мы не знали, что с ним делать: приводить его в порядок в отрыве от остального здания нелепо. А статус памятника спасает наши усилия.

По словам Заславского, в ближайшее время предстоит подготовить эскизный проект реставрации здания. И руководство академии уверено, что справится отлично: у него уже есть опыт проведения таких работ в других корпусах. Учебный театр РАТИ находится в подвале другого дома Нирнзее — того самого «тучереза» в Гнездниковском переулке — и в начале 2019 года Департамент культурного наследия высоко оценил проведенную там реставрацию.

— В Дни культурного наследия — 18 апреля и 18 мая — мы всегда проводили экскурсии по нашему учебному театру и по основному зданию в Малом Кисловском переулке, — гордится Григорий Заславский. — Когда работы на Земляном Валу завершатся, мы и этот корпус включим в экскурсионную программу.

Справка:

Владимир Яковлевич Климов (1892– 1962) — советский ученый, специалист в области авиационного моторостроения. Двигатели, разработанные при участии Климова, устанавливались на бомбардировщиках СБ и Пе-2, прославившихся во время Великой Отечественной войны, на реактивных самолетах. Дважды Герой Социалистического труда (1940, 1957), лауреат четырех Сталинских премий (1941, 1943, 1946, 1949).

Кстати:

Дом еще до революции был электрифицирован. Однако фонарями освещались только парадные лестницы, которые вели на улицу Земляной Вал. По ним ходили съемщики квартир. Из каждой кухни был выход на винтовую черную лестницу, которая вела во двор. По ним служанки таскали вверх тяжелые корзины с провизией, а вниз — помойные ведра, при этом освещения там не было.

Новости партнеров