Опрос

24 ноября в России отметят День матери. А Вы знаете, какой из указанных фактов неверный?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Я сам расскажу о времени и о себе

Куратор выставки «Мем. Маяковский медиа» Полина Стрельцова рассказала о работе поэта в «Окнах РОСТА» и его влиянии на культуру. Фото: Мария Хапцова
Куратор выставки «Мем. Маяковский медиа» Полина Стрельцова рассказала о работе поэта в «Окнах РОСТА» и его влиянии на культуру. Фото: Мария Хапцова, «Вечерняя Москва»
Куратор выставки «Мем. Маяковский медиа» Полина Стрельцова рассказала о работе поэта в «Окнах РОСТА» и его влиянии на культуру. Фото: Мария Хапцова, «Вечерняя Москва»
Куратор выставки «Мем. Маяковский медиа» Полина Стрельцова рассказала о работе поэта в «Окнах РОСТА» и его влиянии на культуру. Фото: Мария Хапцова, «Вечерняя Москва»

В центре конструктивизма «Зотов» открылась выставка «Мем. Маяковский медиа». Экспозиция посвящена работе поэта в «Окнах РОСТА» и его влиянию на культуру.

Круглое пространство бывшего хлебозавода диктует организацию экспозиции. Так, исторические артефакты и произведения расположены по двум кругам — внешнему и внутреннему. Сгруппированы предметы в пять тематических разделов — например, «Метод» открывает сам процесс работы над плакатами. Там можно увидеть краски, кисти и трафареты, которыми пользовался Маяковский. Другой раздел, «Клуб друзей Маяковского», посвящен переосмыслению его наследия художниками 1980-х годов. По внешнему кругу у самых стен в витринах расположены предметы, раскрывающие личность Маяковского и его биографию. По внутреннему — на специально расставленных перегородках вывешены плакаты Российского телеграфного агентства, получившие название «Окна РОСТА», потому что выставлялось такое массовое тиражированное искусство в витринах опустевших после революции магазинов и в окнах незаселенных зданий.

Однако важно, что на революционное искусство кураторы предлагают посмотреть через призму нашего, современного восприятия, и поэтому предваряет экспозицию пояснение, что же такое «мем».

— Сейчас мы чаще употребляем это понятие, когда говорим об интернет-культуре, о смешных картинках с подписями, — объяснила куратор Полина Стрельцова. — Но на самом деле верное определение термина «мем» — единица значимой для культуры информации, хранящая некий код, которые легко раскрывается зрителем.

«Окна РОСТА» фактически придумали язык современных массмедиа — характерные изображения и емкая хлесткая подпись на злободневную тему.

— Маяковский в это время был настоящей суперзвездой, работал над собственным имиджем и, собственно, придумал формат изобразительного плаката. Сам он прекрасно рисовал и даже учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, — рассказала искусствовед.

Плакаты Маяковского высмеивали все: мешающую работе заводов бумажную волокиту, буржуазный образ жизни, внешнюю политику... Разгадать визуальные образы поможет цветовой код — положительные фигуры неизменно красные, а вот отрицательные типажи нарисованы зеленым и синим.

Шарж на Владимира Маяковского. Б. Е. Ефимов. 1928
Шарж на Владимира Маяковского. Б. Е. Ефимов. 1928

Отдельное внимание кураторы уделили отражению личности Маяковского в творчестве нескольких поколений разных художников и созданию легенды о главном поэте революции. Еще один раздел выставки «Миф» показывает, как после смерти Маяковского футуриста превратили в бренд. По иронии судьбы это было сделано методами соцреализма, так нелюбимыми поэтом: возведение бронзовых памятников и издание собрания сочинений. Например, в большой нише с красным цветом, как будто бы на фоне знамени революции, возвышается макет памятника поэту, создан ный скульптором Владимиром Цигалем. И по иронии судьбы рядом с ним две фотографии.

— На первой — Маяковский стоит мрачный на своей последней выставке, где он подводил итоги 20-летней работы. Никто из тех, кого он ждал, не пришел, поэтому он чувствовал, будто бы все, что он делал, прошло впустую, — рассказала куратор. — Другая фотография сделана на похоронах Маяковского. Это целое море людей, и того, что так много людей придет с ним проститься, никто тогда не ожидал. Кураторам удалось охватить все аспекты творчества Владимира Маяковского.

Но при этом особенность новой выставки — исследование реакции на работу Маяковского его современников и потомков, как, например, ироничная цифровая иллюстрация Антона Гудима, созданная в этом году, где «Маяка» можно увидеть в вагоне метро в медицинской маске и с бутылочкой антисептика.

ЦИТАТА

ВЛАДИМИР МАЯКОВСКИЙ
От нас требовалась машинная быстрота: бывало, телеграфное известие о фронтовой победе через 40 минут — час уже висело по улице красочным плакатом.

«Красочным» — сказано чересчур шикарно, красок почти не было, брали любую, чуть размешивая на слюне. Этого темпа, этой быстроты требовал характер работы, и от этой быстроты вывешивания вестей об опасности или о победе зависело число новых бойцов...

Вне телеграфной, пулеметной быстроты — этой работы быть не могло. Но мы делали ее не только в полную силу и серьезность наших умений, но и революционизировали вкус, подымали квалификацию плакатного искусства, искусства агитации.

Из предисловия к сборнику «Грозный смех», 1929 г.

КУЛЬТУРА 

В двадцатые годы «во весь голос» заявило о себе новое советское искусство. Фотографии и инсталляции Родченко, живопись Петрова-Водкина, фильмы Эйзенштейна, экспериментальная проза Бориса Пильняка, Артема Веселого, Ильи Эренбурга, Валентина Катаева, дизайн Татлина, пролетарский фарфор стали наряду с поэзией Маяковского визитной карточкой нового, претендующего на мировое признание искусства. Октябрьская революция оказалась событием, адекватным таланту Владимира Маяковского. Новому миру требовался новый поэтический инструментарий, и Маяковский дал его не просто в избытке, но и на вырост. На долю Маяковского пришлось всего 13 лет советской власти, но этого короткого срока ему хватило для создания поэтического мифа эпохи (поэмы «150 миллионов», «Владимир Ильич Ленин», «Во весь голос», «Стихи о советском паспорте», другие произведения), пережившего не только его создателя, но и саму эпоху.

Талант Владимира Маяковского был многогранен. Он расширил, видоизменил и переиначил поэтическое пространство русского языка, заложив в него новые стилистические и идеологические стандарты. Его влекло все новое. Маяковский снимался в кино, разрабатывал концепцию новой культуры (журнал «ЛЕФ»), был мастером публичных выступлений, наконец, проявил себя как выдающийся теоретик и художник политического плаката. В октябре 1919 года он начал работать в Российском телеграфном агентстве (РОСТА) над рисунками и текстами для «Окон сатиры». Маяковского можно считать родоначальником жанра «народного революционного лубка», создателем плаката-комикса, где рисунки подчинены одной теме, последовательно и ярко раскрываемой в стихотворном тексте. До февраля 1922 года РОСТА успело выпустить примерно полторы тысячи плакатов. Считается, что большая часть текстов и около 400 плакатов принадлежат авторству Маяковского. Вместе с ним над «Окнами» работали другие известные художники: автор «Черного квадрата» Казимир Малевич, Аристарх Лентуллов, Илья Машков, Кукрыниксы. Незадолго до рокового выстрела в сердце Маяковский мечтал явиться в ЦКК грядущих светлых лет «над бандой поэтических рвачей и выжиг» и предъявить, как большевистский партбилет, «все сто томов моих партийных книжек». «Окна сатиры» РОСТА — отличные иллюстрации к этим томам. Многие стихи из них звучат вполне актуально и сегодня.

Юрий Козлов, обозреватель.

Новости партнеров