«Я в грудь тебя целую, Московская земля!...», или О любви Цветаевой к Москве
В этом году, 8 октября, исполнится 132 года со дня рождения великого поэта Марины Цветаевой. Открытость, умение писать на самые сокровенные темы, тонкое чувство русского слова сделали ее яркой писательницей Серебряного века. В течение жизни Цветаева всегда стремилась показать, что она не просто москвичка, что Москва — ее город. «Я в грудь тебя целую, Московская земля!» — писала автор в 1916 году.
«Падали листья, я родилась»
В центре столицы, в самом «сердце» Арбата находится Дом-музей Марины Цветаевой. Научный сотрудник Елена Ильина рассказала о причинах любви поэта к Москве, а также о том, как эта любовь выражалась в ее творчестве.
Марина Цветаева родилась в семье довольно значимых для столицы людей. Ее дедушка, Александр Мейн, работал в канцелярии московского генерал-губернатора Князя Владимира Долгорукова.
Отцом поэта был профессор Императорского Московского университета Иван Цветаев. Благодаря его усилиям в городе был открыт Музей изящных искусств имени императора Александра III, сейчас известный как Государственный музей изящных искусств имени Александра Пушкина.
— Батюшка Марины Цветаевой был совершенно грандиозным человеком. Не имея ни денег, ни памятников, ни земли московской, он задумал создать один из лучших европейских музеев. За 20 лет он осуществил свою мечту. Марина Цветаева к этому музею относилась как к родственнику, говорила: «Наш старший брат».
Цветаева родилась и все свое детство провела в Трехпрудном переулке. В конце XIX-начале XX веков в центре Москвы стоял деревянный одноэтажный дом. Однако с приходом глобальных социальных и политических перемен от дома ничего не осталось. Теперь на его месте стоит большой кирпичный дом, построенный по заказу кооператива «Творчество».
«Домики старой Москвы»
Больше всего Марина Цветаева любила дома и атмосферу Тверского бульвара и Арбата. Невысокие здания, созданные в стиле русский ампир, грели душу поэта. Подобные двухэтажные здания появились в городе после Отечественной войны 1812 года. В ходе боевых действий практически половина города была сожжена. В домах стиля русский ампир хранилась история о победе и прошлом народа. И когда в конце XIX века подобные строения начали сносить и ставить на их место многоэтажные дома в стиле модерн, Марина Цветаева назвала их «громилами-уродами в шесть этажей».
Больше всего свои впечатления от детства и первого знакомства с наследием поэта Александра Пушкина она описала в автобиографическом романе «Мой Пушкин». Более того, на фоне Тверского бульвара и Арбата Цветаевой казались совершенно чужеродными другие районы города. На свадьбу ей подарили дом в Замоскворечье. Марина Цветаева прожила в нем всего год, но вернулась на Арбат, сказав, что Замоскворечье — не ее район.
— И как по-своему она любила классика, по-своему она любила и Патриаршие пруды. Большинство воспринимает их по роману «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова, который начинается с фразы: «В час жаркого весеннего заката на Патриарших прудах появилось двое граждан...». Для Марины Цветаевой Патриаршие пруды совершенно другие. Для нее это место ассоциировалось с зимой, летящими снежинками, огромными фонарями и первым в России катком и оркестром, который играет вальсы, а затем и звуки марша. И Марина с младшей сестрой Асей обожали каток. Зима для Цветаевой была особенно притягательна, даже в тяжелые и страшные времена.
Такой Москву запомнила Марина Цветаева. Она стала первым девичьим представлением поэта о городе. Но постепенно Москва ее детства, как Китеж-град, начала уходить под воду.
«Облака — вокруг, купола — вокруг»
Москва — город очень европейский и достаточно старый. В отличие от американских городов, которые застраивали квадратными кварталами, современная столица России развивалась кольцами.
— У жителей и гостей Москвы не слетают с уст названия Садового кольца, Кольцевой линии, Московской кольцевой автомобильной дороги. И более чем 700-летнее уникальное развитие города создало интересные для Цветаевой виды. Взгляните на «Московский дворик» художника Василия Поленова. В нем сочетаются естественные природные и усадебные элементы двухэтажного города с величественными шпилями православных церквей. Ей нравилась подобная архитектура.
Марине Цветаевой особенно нравился Храм Христа Спасителя. Она считала его местом духовной силы. Храм оказывал на нее магическое влияние. Также ей сильно нравились «Большое вознесение», где Александр Пушкин венчался с Натальей Гончаровой, и Церковь Николая Чудотворца на «куриных ножках». Цветаева часто отмечала в своих стихотворениях «По церковке — все сорок сороков».
Еще одним местом силы она называла Воробьевы горы.
«Благословляю ежедневный труд»
Пришла «вторая» Москва — тяжелая и революционная. Вся страна с 1914 года начала погружаться в глубины войны, голода, разрухи и полного непонимания будущего. Социальное и политическое напряжение начали накапливаться в населении. В то время Марина Цветаева вместе с мужем Сергеем Эфроном и дочерью Ариадной начала снимать квартиру по адресу: Борисоглебский переулок, дом №6. Последующий период ее творчества Елена Ильина назвала соответствующе: «Борисоглебье».
— Основное изменение в ее творчестве — взросление. Свои предыдущие стихотворения она объединяет в сборник «Юношеские стихи». Но наступает Первая мировая война. У Цветаевой начинаются взрослые переживания насчет ее близких. Не хочется мириться, но страдания делают поэта более глубоким и мудрым.
В то время Марина Цветаева начала писать аналитические статьи. При этом она первой стала подписывать свои статьи настоящим именем. Ее «коллеги» Зинаида Гиппиус и Софья Парнок подбирали разные мужские псевдонимы для публикации.
Марине Цветаевой с 1917 года была вынуждена стать домохозяйкой. Она была вынуждена обеспечивать себя сама, так как Сергей Эфрон ушел бороться с красными в начавшейся Гражданской войне. Несмотря на постигшие ее трудности, что-то искренне детское оставалось в поэте.
— Во время войны и голода, когда трудно было согреться, Цветаева выбегала на темную холодную улицу и воспринимала все как приключение. Но нельзя сказать, что дома было бы теплее.
«Дом был двухэтажный, и квартира была во втором этаже, но в ней самой было три этажа»
Квартира, в которой в то время жила Марина Цветаева, расположена на втором и третьем этажах здания. Если смотреть со стороны улицы, то третий этаж даже не видно, но он есть. Соседями Цветавых были семьи флейтиста Коробкова, адвоката Гольдмана и врача-педиатра Лядского.
В квартире семь комнат. Четыре на первом этаже квартиры, две на втором, а еще одна — на третьем. Они достаточно просторны, хотя и невысокие.
— Такое свойственно стилю русского ампира. К тому же в музее провели ремонтные работы, из-за которых пол подняли на 10 сантиметров.
В одной из комнат находится интересная выставка. Марину Цветаеву часто обвиняли в излишней откровенности, как будто все могут смотреть через открытые окна на ее душу. Через своеобразные «окна» можно посмотреть экспонаты из детства поэта, а также на модель ее комнаты в доме в Трехпрудном переулке.
Отдельное внимание привлекают к себе чучела орлов, лисиц и лежащая шкура волка.
— С 1902 по 1905 годы семья Цветаевых жила там из-за обнаруженного у матери Марины туберкулеза.
В годы революции, когда ни у кого не было средств на поддержание обычной жизни горожан, в квартире можно было отопить всего одну комнату. И то с помощью печки-буржуйки. Свои воспоминания о том периоде жизни Марина Цветаева описала в «Повести о Сонечке».
— Но именно в таких тяжелых условиях она пишет и начинает издавать поэтические сборники «Стихи к Блоку», «Конец Казановы», «Версты», «Разлука», «Ремесло», «Психея». В них она отражает постигший как историю, так и культуру России раскол.
И хотя советская власть несмотря на проблемы с бумагой издает сборники, отношения между властями и поэтом остаются не самыми доверительными. Муж Марины Цветаевой прямо противостоял новой власти. В 1922 году поэт вместе с дочерью покинула Москву и отправилась через Ригу в Берлин.
«Ох ты барская, ты царская моя тоска!»
В жизнь Марины Цветаевой пришла «третья» Москва — ностальгическая. Вынужденно покинув Родину, Цветаева 3 года прожила под Прагой и 14 лет под Парижем. Она сильно скучала по покинутой Москве, что крайне раздражало ее сына Георгия Эфрона. По его мнению, мама жила только прошлым и не стремилась найти что-то новое в жизни. Однако хотя бы в воспоминаниях Марина Цветаева не могла просто так оставить свой любимый город.
— Она постоянно воспроизводила знакомые улицы и переулки в своей прозе. Все ее зарубежные произведения проникнуты ностальгией и посвящены Москве. Часто Цветаева рассматривала картинки, газетные вырезки, слушала рассказы. И в один момент она сильно испугалась. По ее мнению, Москва все больше походила на Нью-Йорк. В городе начали прокладывать большие улицы, огромные площади, все заливалось асфальтом. Но когда автор приехала назад, увидела, что Москва осталась во многом прежней. Совпали ее вкусы с вкусами сталинского города. Такая Москва стала последней для Цветаевой — новой реальностью, которая не была похожа не ее мечты.
О Марине Цветаевой в день рождения
Спустя 132 года в Москве помнят Марину Цветаеву, на Арбате с 1990 года работает Дом-музей Марины Цветаевой. В день рождения поэта, 8 и 9 октября, вход традиционно будет бесплатным для посещения. Гостям надо заранее забронировать билет на сайте.
В 2024 году день рождения Марины Цветаевой отметят лекцией о ее творчестве, а также спектаклем по ее произведению «Поэма горы».
Марина Цветаева была великим поэтом, ее день рождения — лишний повод вспомнить о ее вкладе в искусство. В своих произведениях она затрагивала вечные и актуальные темы. Лирика и проза автора продолжают вдохновлять новые поколения. Марина Цветаева навсегда останется символом творчества и сильного русского духа!