Юрий Кара. Опережая время
22 февраля в Центральном доме кинематографистов России состоялся показ фильма «Завтра была война». Показ картины на широком экране был приурочен к ее юбилею — ленте исполнилось 35 лет. Героем вечера был создатель фильма — режиссер Юрий Кара.
Удивительные режиссеры снимают удивительное кино. Картина «Завтра была война» — одна из немногих дипломных работ вгиковцев, а может, и единственная, получившая огромный резонанс. Юрий Кара, учившийся на физика, пришел во ВГИК уже довольно взрослым человеком. Его учителями стали Сергей Герасимов и Тамара Макарова, признательность к которым он хранит в своей душе. Именно Герасимов, узнав о том, что задумал снять для диплома его ученик, сказал фразу, определившую творческое кредо Кары: «Хочешь снимать — снимай честно». Завет он выполнил и при подготовке дипломной ленты, и при работе над следующими картинами. Но «Завтра была война» занимает в его творчестве особое положение.
Правда и ничего больше
Драматическую повесть «Завтра была война» писатель Борис Васильев посвятил своим одноклассникам. Действие фильма развивается в 1940 году. Одна из героинь, Зина Коваленко, которую сыграла Наталья Негода, восклицает с надеждой: мол, трудный год, но ведь это потому, что он — високосный, а следующий, 1941-й, точно станет счастливым! В войну не верит никто и никто о ней не думает — 9 «Б» класс уйдет на фронт через год...
— Борис Васильев вложил в эту повесть какую-то невероятную искренность. Он посвятил ее одноклассникам, а их, по статистике, осталось в живых только три процента, — рассказывал взволнованный не менее зрителей Юрий Кара. — Васильев сам выжил лишь потому, что был тяжело ранен и выходила его санитарка Зоря, ставшая потом его женой. Имя этой удивительной женщины звучит в названии повести «А зори здесь тихие», а характер главной героини повести «Завтра была война», Искры, Васильев списывал именно с любимой супруги. Эти вчерашние дети погибли, и мы благодаря им живем... Вечная память нашим героям, удивительный памятник им создал Борис Васильев, и есть нечто символичное в том, что мы смотрим картину накануне праздника 23 февраля, Дня защитника Отечества.
Нет смысла пересказывать сюжет картины: ее, безусловно, нужно смотреть — причем в первую очередь молодым, поскольку фильм очень точно передает и атмосферу предвоенной эпохи, и внутренние противоречия, характерные для того времени, и многое рассказывает про СССР — как хорошего, так и не очень, без лжи и хитроумных интерпретаций, ибо было — все. А кроме этого, в нем блистательно сыграли Вера Алентова (устрашающая Валендра), Сергей Никоненко (директор школы Николай Ромахин), Юлия Тархова (Вика Люберецкая), Ирина Чериченко (Искра). Маму Искры, «товарища Полякову», изумительно сыграла Нина Русланова.
Поразительно, но за 35 лет своей жизни фильм Юрия Кары не постарел. Да, его канва — уже история, однако что внутреннее напряжение, ощутимое в обществе в то время, что желания людей, пока не осознающих близость войны, но стоящих на ее пороге и желающих просто жить мирно и счастливо, каким-то удивительным образом соответствуют сегодняшним ожиданиям и тревогам. Кому, как не Юрию Каре, ощущать это особенно остро, ведь он родился в Донецке и сейчас, как и все мы, с волнением, болью, но и с надеждой следит за событиями на своей малой родине.
Сто вопросов и двести «спасибо»
Конечно, было море вопросов по поводу съемок, выбора артистов. Но зал замер после вопроса о том, над чем режиссер хотел бы поработать сейчас.
— После фильма «Мастер и Маргарита», который не выходил 17 лет, я стал очень суеверным, хотя он все же вышел, был номинирован на шесть «Золотых орлов», двух из которых получил. Но расскажу уж, не сбудется — значит, не сбудется! — улыбнулся в ответ Юрий Викторович. — Мне бы очень хотелось снять фильм о наших героях-моряках, о подвиге брига «Меркурий». Это было в 1829 году, во время войны России с Турцией. В разведке у нас был маленький бриг с двадцатью пушками на борту. Он обнаружил турецкую эскадру, но и они заметили его. Бриг повернул назад, но два огромных линкора, на борту каждого из которых было по двести пушек, его догнали и предложили сдаться. Но капитан Александр Казарский принял решение: воевать будем до смерти. Они понимали, что это именно смертный бой! Последний оставшийся в живых должен был выстрелить в бочки с порохом, чтобы взорвать себя вместе с врагом. Бой был страшным, им перебили все паруса, но сражались наши моряки так, что в итоге не то что не сдались, а на веслах ушли в Севастополь! Узнав об этом, Николай I повелел, чтобы в русском флоте всегда был корабль с названием «Меркурий», а героическому бригу присвоил кормовой георгиевский флаг со словами: «Эта победа — славнее тысячи побед!» Подвигом наших моряков были потрясены и турки. Кстати, я разговаривал как-то с нашим министром обороны Сергеем Шойгу и напомнил, что традиция называть так суда прервалась в 1917 году. Они обсудили это с президентом Владимиром Путиным. И в прошлом году одному из новых корветов было присвоено имя «Меркурий» — он уже у Черноморского флота!
Ну а «Москве.Центр» было интересно узнать, почему, по мнению самого режиссера, все его фильмы покоряли зрителей, но выходили на экран непросто.
Мы пожелали Юрию Викторовичу и успехов, и воплощения всех его замыслов. А мы — будем ждать. Надеемся, «Меркурий» поднимет паруса!
СПРАВКА