Опрос

Международный день цирка отмечается 20 апреля. А вы знаете, сколько лет Юрий Никулин проработал в цирке?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Юрий Стоянов: Князей в роду не ищу

Юрий Стоянов в быту юморит не очень часто. Отдыхает дома от шуток, которых много и на работе. Фото: PERSONA STARS
Юрий Стоянов в быту юморит не очень часто. Отдыхает дома от шуток, которых много и на работе. Фото: PERSONA STARS
Юрий Стоянов в быту юморит не очень часто. Отдыхает дома от шуток, которых много и на работе. Фото: PERSONA STARS
Юрий Стоянов в быту юморит не очень часто. Отдыхает дома от шуток, которых много и на работе. Фото: PERSONA STARS

Видя на экране Юрия Стоянова, зритель думает: «О, сейчас будет смешно». Но сам артист не любит, когда про него говорят «юморист», «шоумен», и называет юмор лишь частью своей профессии.

У него немало серьезных ролей в кино, образы из коротких смешных сюжетов «Городка» глубоко засели в душу зрителя.

— Юрий Николаевич, как же вы относитесь к тому, что ваши роли в скетчах затмевают в восприятии зрителя крупные роли в кино?

— Я не обижен большими ролями. У меня 80 фильмов. Я снимался у Михалкова в «12», в «Ландыше серебристом» и «Зайце над бездной» Тиграна Кеосаяна, в «Человеке у окна» Димы Месхиева — моя любимая роль. Сейчас играю главных героев в трех сериалах. Маленькие роли — более яркие и запоминающиеся. Но если я, говоря языком маркетинга, бренд, то самое последнее дело — обманывать потребителя. Если в короткой истории я вызываю доверие у зрителя, не обманываю его, то не обману и в большой.

— Говорят, короткие роли сложнее: формат малый, а показать нужно много.

— Для меня нет, я там как рыба в воде. Просто иногда на большой дистанции могу заскучать, если мне не повезет с режиссером. Меня бог милует от простого зарабатывания денег. Все-таки я стараюсь получать удовольствие от работы. И это большая часть моего счастья, состоящего из многих слагаемых. Но если приходится сталкиваться с бездарными людьми, страдаю невероятно. Не просто тоскую, а изнемогаю.

— Ваши женские короткие роли — ну просто... В чем секрет?

— Я не прикидываюсь женщиной, не кривляюсь. Стараюсь поймать что-то очень важное в образе, характерное, выпуклое и быть в этом точным, чтобы прежде всего мне поверили сами женщины. И чтобы на моем месте не хотели представить актрису.

— Даже не знаю, кого из актрис можно представить на вашем месте.

— Ну как же! Есть такая. Маша Аронова. Когда мы с ней в кадре, я думаю, что я ее старшая сестра.

— Корни вашего чувства юмора, они где? Семья, школа, институт?

— Они в географической точке. Их можно определить по геолокации.

— Вы имеете в виду Одессу, где родились? Вас можно назвать «классическим» одесситом?

— Классический одессит — это человек, который в быту разбрасывает вокруг себя блестки остроумия. У которого всегда заготовлена шутка. Который, нажимая невидимую кнопку, включает знаменитую одесскую интонацию. Он всегда готов к репризе, готов парадоксально закончить фразу и быть душой компании. В этом смысле я не очень одессит. Поскольку смешное — это моя профессия, а не способ существования в быту. И потом, мое детство прошло на окраине Одессы, на Пересыпи. Это такой пролетарско-крестьянский район. А настоящие одесситы выросли в центре. Но неважно, что я для Одессы, важно, что она для меня.

— А как же Москва?

— Как сказал Михал Михалыч Жванецкий, я прохожу его путь. И он правильный. Надо родиться в Одессе, помучиться в Петербурге и пожить в свое удовольствие в Москве. У меня 17 лет — Одесса, почти 30 лет — Петербург, и вот уже больше 10 лет я в Москве. В Питере произошло все самое важное, грустное и замечательное в моей жизни, а здесь я крайне востребован и просто счастлив. В Питере ты ищешь работу, в Москве работа ищет тебя.

Хотя, вспоминаю, как я, будучи студентом ГИТИСа, ходил вечерами по центральным улицам, смотрел, как в окнах сталинских домов горит свет, и остро ощущал, что он не для меня. Было какое-то щемящее чувство, что почти невозможно в этом городе иметь свою квартиру, в которой горит свет.

—И все равно студенческие годы — самые чудесные. Для вас тоже?

— Я же профессиональный человек. Не буду фантазировать, сколько во мне оттуда, сверху, но прежде всего я — обученный человек и серьезно отношусь к актерскому образованию. И если рассуждать с методологической точки зрения, то эмоциональная память детства в профессии актера невероятно важна. Дальше ты приобретаешь опыт, множишь память.

— А каким вы были в детстве, кстати?

— Валял дурака, баловался, разыгрывал всех. Причем часто зло и небезобидно. Я не осознавал, что это актерство, но знал, что буду артистом. Наказывали меня родители по полной программе, но не очень изобретательно.

— А сейчас в быту, выходит, вы не очень веселый человек?

— Не хочу создавать впечатление о себе как об угрюмом комике. Просто организм работает компенсаторно. Можете себе представить хирурга, который разделывает курицу скальпелем? Он просто ломает ногу и ест. Когда юмор — часть твоей профессии, ты существуешь, скажем так, в пределах нормы. Надеюсь, близкие не считают меня угрюмым. Мои недостатки они знают так же, как и достоинства. А недостатки мои — это вспыльчивость и умение быстро пойти на конфликт. А потом так же быстро остыть и попросить прощения. Я в профессии человек резкий.

— Вспоминаете иногда: «Эх, где мои 17 лет?»

— Только с точки зрения ошибок, которые я натворил. И глупостей, которые наделал в жизни. И в личной, и в профессиональной. Мне безумно обидно, например, что я поздно, уже после 40 лет, повстречал мою нынешнюю жену. Но раньше я был тем, кем был раньше. И ее счастье, что я не встретился ей тогда. Мне интересно сегодня. Важен каждый конкретный день.

— Вот давайте про конкретный день. Ваш выходной, какой он?

— Выспаться не получается — не умею. Встаю рано, мастерю чего-нибудь в своей крошечной мастерской: всякие полочки, тумбочки, столики. Реставрирую гитары. Особенно люблю подбирать краски, старить, имитировать «прованс». Наносить краску, снимать, шлифовать, наносить другую. Выходной — это лишняя возможность поиграть на гитаре. Для меня это очень важно. Я стараюсь делать это каждый день, хоть немножко, хотя бы на ночь.

— А откуда же у вас такие навыки — мастерить, реставрировать?

— Видите ли, я не всегда был востребованным человеком. В первой половине жизни у меня, увы, было много свободного времени. И поскольку я по линии отца — крестьянин, а по линии мамы — пролетарий, то я продукт рабоче-крестьянской интеллигенции со всеми вытекающими отсюда трудовыми навыками. И первое, и второе мне важно. Князей в моем роду не было, и даже не буду их искать.

 

СПРАВКА
Юрий Стоянов — народный артист РФ. С 1993 года по 2012-й вместе с Ильей Олейниковым делал юмористическую телевизионную передачу «Городок». Удостоен ордена Почета и ордена Александра Невского за вклад в развитие культуры. Входит в состав Совета по общественному телевидению. В апреле текущего года на YouTube зарегистрировал собственный канал под названием «Чисто поржать», где размещает юмористические минутные ролики.

Новости партнеров