За кадром: кинопроцесс от идеи до проката
Вы знаете людей, которые не любят кино? Я — нет. Повод для свидания, приятное времяпровождение или самообразование — это все о кинематографе. А для кого-то это работа. Деятели киноиндустрии 27 августа отметили свой профессиональный праздник. По такому случаю, корреспондент газеты «Москва.Центр» отправился на «Ночь кино», где поговорил с профессионалами своего дела и выяснил, как строится съемочный процесс.
Начнем с того, что этот процесс достаточно трудоемкий. Для съемок полнометражного фильма на площадке нужно собрать команду в среднем из 70 человек, а времени на его создание от начала до конца уходит около десяти месяцев. У каждого члена группы своя функция. Самый главный, разумеется, режиссер. После презентации нового фильма в кинотеатре «Звезда» на акции «Ночь кино», Нигина Сайфуллаева рассказала о том, как развивается съемочный процесс.
— Все начинается с идеи. Я беру за основу личные переживания. Во время съемочного процесса я могу разобраться в своих проблемах, проработать их. После того, как появляется задумка, я обращаюсь к сценаристу. Она пишет текст не сразу полностью, а отрывками, чтобы мы могли его вместе корректировать, — рассказала Нигина.
Кстати, на написание сценария уходит ни один месяц.
После того, как он готов, нужно найти продюсера. Он отвечает за бюджет фильма, рекламу и дальнейшую судьбу
фильма после съемок. Но чем же занимается режиссер?
— Режиссер в первую очередь контролирует весь процесс. Если его не будет, то не будет и кино. Больше всего режиссер работает с актерами. Наша задача — понять их психотип и найти к ним правильный подход, чтобы всем было комфортно работать на площадке, — продолжила Нигина.
Режиссер соприкасается не со всеми людьми на площадке. Как и везде, у кинопроцесса есть своя структура и цехи. Всего есть четыре основных цеха, или лучше сказать, профессии, без которых невозможно сделать фильм. Это режиссер, продюсер, художник-постановщик и оператор. Уже их начальники должны грамотно донести идею до последующих инстанций.
Кажется, что кино больше технический процесс, нежели творческий. Так ли это?
— Для меня это больше творческий процесс. У режиссера есть помощник, который отвечает за техническую часть, — уточнила она.
После того, как появляются идея в виде сценария и продюсер, процесс делится на два этапа: кастинг и сбор творческой группы. Творческая группа — это команды оператора, художника-постановщика, и звукорежиссера. Начинается съемочный процесс.
Одна из важных частей при создании фильма — локации и декорации. За них отвечает художник-постановщик. С Арсенией Филатовой мы встретились в «Иллюзионе», на показе фильма, в котором она как раз занималась визуальной составляющей картины.
— Художник-постановщик отвечает не только за то, что зритель увидит на экране. Еще он отвечает за цветовую гамму, поиск реквизита, построение декораций и выбор локаций. Эта работа всегда проходит в купе с режиссером, который говорит, как он видит, и оператором, которому нужно знать о ракурсах и о построении планов, — рассказала Арсения.
Художник-постановщик продумывает все до мелочей: где будет лежать книжка на столе и какую картину нужно повесить. На вопрос, откуда взять такое количество вещей, Арсения ответила, что некоторые предметы можно арендовать, некоторые найти у друзей, а какие-то сделать самим. Впоследствии они расходятся как сувениры внутри съемочной площадки.
Вопрос, который меня волновал как зрителя достаточно давно, я задала и Нигине Сайфуллаевой, и Арсении Филатовой. Часто кинокритики находят в фильмах символизм. Насколько он нарочитый, ответили обе девушки со своих, разных позиций, но в чем-то их мнения сошлись.
— На самом деле, режиссеры редко делают акценты на символах. Зачастую зрители их сами пытаются найти. Иногда кто-то с тобой обсуждает фильм и спрашивает: «А этот предмет действительно обозначает отсылку к модернистам ХХ века?», а ты ему говоришь, что это очень приятно, конечно, однако это просто предмет. И тайного смысла в этом нет, — сказала Арсения.
Кстати, съемки не всегда проходят в павильонах. Арсения рассказала забавную историю о том, как они снимали сцену в поезде.
— У нас был ограниченный бюджет, и мы построили плацкартный вагон прямо посередине квартиры, в зале. Строили макет несколько дней: сами искали поручни, обтягивали сидения кожей, ставили окна. Но было очень забавно, когда во время работы мы могли пообедать прямо в плацкарте. Смотришь из окна — а там видно кухню, — рассказала Арсения.
Работа художника-постановщика достаточно тяжелая с физической точки зрения. Конечно, у него должны быть помощники и реквизиторы, но иногда приходится носить вещи и самостоятельно.
Кино в целом — тяжелый физический труд. Как например и у оператора, без которого мы не увидим ни задумку режиссера, ни тонкую работу команды художников. Целый день на ногах, съемки «с руки» и «с плеча» тоже могут негативно сказаться на здоровье. Но например, Женя Зайцева, с которой мы встретились после лекции в «Доме Гоголя» тоже на «Ночи кино», развеяла это опасения о сложностях своего труда.
— Да, бывает тяжело. Правда, я обращаю на это внимание только в конце рабочего дня. Когда ты на съемках, находишься в таком запале, что и не обращаешь на это внимание. Но лучше быть физически подготовленным. Я занимаюсь спортом и уже привыкла к такой нагрузке, — рассказала Женя.
Зачастую, на съемочной площадке в роли оператора чаще увидишь мужчину и реже — женщину. Однако, по словам человека, который работает в этой среде, девушек-операторов становится все больше.
— Мне кажется, никто особо не обращает на это внимание. Я знаю хороших девочек-операторов, тут даже нельзя провести градацию между мужчиной и женщиной.
Профессионализм от пола не зависит. За некоторыми даже слежу, но не с мыслью, что кто-то делает лучше меня, а с тем чувством, что у них можно что-то почерпнуть, — поделилась Женя.
Между тем, операторы тоже творческие люди. Их работу подвергают критике и вносят коррективы. Болезненно ли это?
— Раньше я думала, что если я сделала так, то только такой вариант имеет право на жизнь. Сейчас все несколько иначе. У нас был случай на площадке, уже во время монтажа, когда режиссер мельком пролистал материал, сказал, какие фрагменты нужно убрать, и после правок конечная картина стала безупречной. К критике со стороны режиссеров нужно прислушиваться, — заключила Женя.
После съемок режиссеры монтажа собирают черновой вариант картины. Его рабочее название — «колбаса». Потом вместе с режиссером идет смотр кадров, вырезание сцен, наложение звука и его чистка. Работа с техническими шумами тоже не так проста, как может показаться. После того, как картина готова, снова в процесс включается продюсер. Его главная задача — выгодно продать и прорекламировать фильм. Уже только после всех этих процессов мы можем купить билет и увидеть картину на большом экране.
Как говорил наш мастер на курсах по киноведению — фильм не может понравиться или не понравиться. Он может быть или хороший, или плохой. За кадром кроются человеческие эмоции, переживания, труд почти сотни людей, двенадцатичасовые смены, несколько месяцев монтажа, и изображения и несколько месяцев пост-продакшна. Труд всех этих людей мы видим в фильме, средняя продолжительность которого около полутора часов. В следующий раз, выходя из кинозала или после домашнего просмотра, прежде чем выносить свой субъективный вердикт, вспомните, сколько сил было потрачено и для чего это было сделано. Ведь часто мы даже не думаем, что может стоять за сюжетом и лицами актеров.