Опрос

28 июля 1958 года на Триумфальной площади был открыт памятник Владимиру Маяковскому. Знаете ли Вы, кто был скульптором?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Задача «номер один»

Задача «номер один». Фото: пресс-служба Департамента ГОЧСиПБ
Задача «номер один». Фото: пресс-служба Департамента ГОЧСиПБ
Задача «номер один». Фото: пресс-служба Департамента ГОЧСиПБ

Разговор о гражданской обороне с начальником отдела го и охраны труда Государственного исторического музея.

 Осенью прошлого года в Центральном Административном округе города Москвы проходил традиционный смотр-конкурс на лучший Учебно-консультационный пункт по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям.  Победителем среди УКП объектов с массовым пребыванием людей стал учебно-консультационный пункт ФГБУК «Государственный Исторический музей». О том, как организована повседневная работа УКП,  и  какие задачи приходится решать его работникам рассказывает Анатолий Иванович Горбенко – начальник отдела гражданской обороны и охраны труда Государственного исторического музея.

— Мы с Вами находимся в Учебно-консультационном пункте…

— В многофункциональном комплексе гражданской обороны ФГБУК «Государственный исторический музей», — поправляет меня Анатолий Иванович.

Расскажите, пожалуйста, что означает это название.

— Во-первых, это пункт управления гражданской обороной при чрезвычайных ситуациях. Руководство гражданской обороны выполняет директор – руководитель гражданской обороны Государственного исторического музея Алексей Константинович Левыкин. Во-вторых, это учебно-консультационный пункт (УКП) по гражданской обороне.  В-третьих, пункт выдачи (хранения) средств индивидуальной защиты (СИЗ). И наконец, это кабинет сотрудников штаба ГО в повседневной работе.

— Давайте остановимся на каждом, из перечисленных Вами, пунктов.

— Пожалуйста! Как пункт управления гражданской обороны в случае ЧС, наш комплекс оснащен необходимыми средствами связи. То есть, мы сразу же можем доложить о происшествии  в органы ГО Москвы и начать работу. До прибытия спасателей, задействуются нештатные аварийно-спасательные формирования музея. Потом уже идет совместная плановая работа, которая отрабатывается на тренировках.

Второе: Учебно-консультационный пункт по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям. Для его функционирования созданы наглядные учебные пособия: информационные стенды, манекены со средствами индивидуальной защиты, средства обеспечения пожарной безопасности, видео комплекты учебных фильмов по тематике ГО. Годовая подписка на журналы «Гражданская защита» и «Пожарная безопасность» тоже используется как методические рекомендации и пособия.

Замечу в скобках: в кабинете царит идеальный порядок, все наглядные пособия расставлены и развешаны так, чтобы быть максимально удобными для осмотра и практического применения. Например, манекен-тренажер для проведения сердечно-легочной реанимации, которого Анатолий Иванович ласково называет Максимка. Или прекрасная «Маруська» — тоже манекен, демонстрирующий средства индивидуальной защиты. Есть и кукольный малыш, с помощью которого отрабатывают применение газодымозащитного комплекта для младенцев. А стенды, о которых говорит Анатолий Иванович, уникальны, каждый из них сделан на заказ, вписан в структуру кабинета и оформлен планшетом с актуальной «жизнью» музея.

— Есть еще пособия, которые мы получаем так: когда кто-нибудь из руководства или сотрудников музея отправляется на обучение в Учебно-методический центр по гражданской обороне, он берет с собой диск, или флешку, чтобы записать новые разработки по проблемам ГО. Затем мы распечатываем полученные материалы, сшиваем, брошюруем и получаются пособия, которые используются при обучении.

Третье предназначение нашего комплекса – пункт хранения и выдачи средств индивидуальной защиты. В специально отведенном для этого помещении хранятся, разложенные по отделам, противогазы, респираторы, медицинские аптечки.

И, наконец, четвертое – рабочий кабинет сотрудников отдела гражданской обороны и охраны труда. Рабочие места оборудованы всеми необходимыми средствами автоматизации и обеспечения выполнения функциональных обязанностей сотрудников штаба ГО и ЧС.

Директор Исторического музея Алексей Константинович Левыкин, как никто, понимает важность и необходимость нашей работы и оказывает нам всяческое содействие. При его помощи и внимательном отношении Дирекции, начиная с 2002 года и по настоящее время, Исторический музей в приказах Министерства культуры отмечается в числе лучших учреждений культуры, где планомерно и с высоким качеством решаются задачи гражданской обороны.

Кто обучается в УКП Исторического музея?

— Здесь учится руководящий состав музея (заместители директора по Плану самостоятельной подготовки и руководители учебных групп подразделений, отделов). Занимаются учебные группы отделов. Иногда студенты исторических факультетов высших учебных заведений города Москвы, которые проходят практику в стенах музея. Также здесь бывают школьники – члены детских кружков Исторического музея. С ними мы обязательно говорим о правилах и порядке поведения в музее при чрезвычайной ситуации.

По обращению руководителя Учебно-методического центра города Москвы Александра Михайловича Елисеева, проводим практические занятия со слушателями УМЦ. Предварительно с преподавателем обговариваются вопросы, которые нужно осветить в зависимости от комплектации группы. Для кого-то необходимо рассказать про нештатные аварийно-спасательные формирования, кому-то важен вопрос организации работы по гражданской обороне на объекте с массовым пребыванием людей, у кого-то вызывает интерес другие проблемы ГО и защиты от ЧС. Проводим практические занятия по обращению Префекта ЦАО или главы Управы Тверского района. В общем, оказываем помощь по обучению населения Центрального Административного округа.

— Как проводятся занятия в УКП?

— Порядок проведения занятий у нас такой: сначала по теме занятия доводятся требования нормативно – правовых документов, затем показывается учебный фильм на десять-пятнадцать минут. В зависимости от количества слушателей в учебной группе мы используем или телевизор, или большой видео комплект, или опускается экран и включается мультимедийная система. Фильмы могут быть на разные темы. Это и действия при чрезвычайной ситуации. И правила противопожарной безопасности. И оказание первой доврачебной помощи. И многое другое, конечно же. Затем идет рассказ о том, как вот эту «классику гражданской обороны» применить в условиях чрезвычайной ситуации. Обязательно, с учетом особенностей Государственного Исторического музея.

— О каких именно особенностях Вы говорите?

— Государственный Исторический музей – объект с массовым  пребыванием людей. За день он принимает более двух тысяч посетителей. Вот Вам и особенность. При любой чрезвычайной ситуации задача «Номер один» — организация эвакуации, это в приоритете. Одновременно идёт – спасение документации и культурно-материальных ценностей.

— В музее регулярно проходят учения и тренировки по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций…

— В год, обязательно, проходят две объектовые тренировки. Очень подробно отрабатываются вопросы обеспечения безопасности объектов музея при переходе на весенне-летний и осенне-зимний режимы эксплуатации. Сотрудники музея получают навыки применения первичных средств пожаротушения и средств индивидуальной защиты. Особенное внимание обращаем на организацию взаимодействия с пожарно-спасательными службами и полицией.

Все документы по тренировкам аккуратно подшиты в папку. Сначала мы видим Приказ о проведении тренировки, затем – подробный План и организационные указания. Ход тренировки иллюстрируют большие цветные фотографии. Итогом тренировки выступает отчет о проведенном учении в вышестоящие инстанции.

— Кстати, об особенностях Государственного Исторического музея, — продолжает рассказ Анатолий Иванович. — Представьте себе: закончилась крупная выставка, идет демонтаж, работают фондовые отделы, работает отдел хранения выставок, отдел хранения экспозиций. И в это же время отрабатываются вопросы эвакуации культурных ценностей. Вы спросите – как? Очень просто. Сотрудники отдела гражданской обороны, вместе с сотрудниками отдела выставок и хранения экспозиций, отслеживают, как выполняется работа, и фиксируют те или иные временные нормативы. За сколько времени, например, мы подготовим к упаковке, допустим, бюст какой-то героической личности. Например, за десять минут. Так, на практике, мы получаем данные, что экспонат такого-то размера можно подготовить к эвакуации за десять минут. И, при проведении очередной тренировки, эти данные можно будет использовать.

Сотрудники музея занимаются с охотой или просто потому, что так надо?

— Занимаются с удовольствием. Продолжая об особенностях нашего музея. У нас нет строго фиксированного дня проведения занятий. Чтобы не нарушать повседневный режим выставочной работы музея, Алексей Константинович Левыкин принял решение и поручил заместителям, курирующим направления деятельности структурных подразделений музея, определять время занятий сотрудников, с учетом их занятости. Ведется учет проведенных занятий, составлены списки сотрудников и если мы видим, что такая-то группа не проходила занятия – сразу звоним и спрашиваем: «Когда вы к нам придёте? Или мы к вам придём?» и назначаем удобное для всех время плановых занятий.

— Как они, наверное, Вас в этот момент «любят»!

— Они нас за это уважают. Потому, что все понимают, насколько это важно и нужно. И какая ответственность лежит на каждом сотруднике Исторического музея за сохранность бесценных исторических реликвий государства.

Новости партнеров