Опрос

13 ноября 1921 года официально открылся Театр имени Евгения Вахтангова. А Вы знаете, какой из фактов о театре неверный?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Задача «номер один»

Задача «номер один». Фото: пресс-служба Департамента ГОЧСиПБ
Задача «номер один». Фото: пресс-служба Департамента ГОЧСиПБ
Задача «номер один». Фото: пресс-служба Департамента ГОЧСиПБ

Разговор о гражданской обороне с начальником отдела го и охраны труда Государственного исторического музея.

 Осенью прошлого года в Центральном Административном округе города Москвы проходил традиционный смотр-конкурс на лучший Учебно-консультационный пункт по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям.  Победителем среди УКП объектов с массовым пребыванием людей стал учебно-консультационный пункт ФГБУК «Государственный Исторический музей». О том, как организована повседневная работа УКП,  и  какие задачи приходится решать его работникам рассказывает Анатолий Иванович Горбенко – начальник отдела гражданской обороны и охраны труда Государственного исторического музея.

- Мы с Вами находимся в Учебно-консультационном пункте…

- В многофункциональном комплексе гражданской обороны ФГБУК «Государственный исторический музей», - поправляет меня Анатолий Иванович.

- Расскажите, пожалуйста, что означает это название.

- Во-первых, это пункт управления гражданской обороной при чрезвычайных ситуациях. Руководство гражданской обороны выполняет директор – руководитель гражданской обороны Государственного исторического музея Алексей Константинович Левыкин. Во-вторых, это учебно-консультационный пункт (УКП) по гражданской обороне.  В-третьих, пункт выдачи (хранения) средств индивидуальной защиты (СИЗ). И наконец, это кабинет сотрудников штаба ГО в повседневной работе.

- Давайте остановимся на каждом, из перечисленных Вами, пунктов.

- Пожалуйста! Как пункт управления гражданской обороны в случае ЧС, наш комплекс оснащен необходимыми средствами связи. То есть, мы сразу же можем доложить о происшествии  в органы ГО Москвы и начать работу. До прибытия спасателей, задействуются нештатные аварийно-спасательные формирования музея. Потом уже идет совместная плановая работа, которая отрабатывается на тренировках.

Второе: Учебно-консультационный пункт по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям. Для его функционирования созданы наглядные учебные пособия: информационные стенды, манекены со средствами индивидуальной защиты, средства обеспечения пожарной безопасности, видео комплекты учебных фильмов по тематике ГО. Годовая подписка на журналы «Гражданская защита» и «Пожарная безопасность» тоже используется как методические рекомендации и пособия.

Замечу в скобках: в кабинете царит идеальный порядок, все наглядные пособия расставлены и развешаны так, чтобы быть максимально удобными для осмотра и практического применения. Например, манекен-тренажер для проведения сердечно-легочной реанимации, которого Анатолий Иванович ласково называет Максимка. Или прекрасная «Маруська» - тоже манекен, демонстрирующий средства индивидуальной защиты. Есть и кукольный малыш, с помощью которого отрабатывают применение газодымозащитного комплекта для младенцев. А стенды, о которых говорит Анатолий Иванович, уникальны, каждый из них сделан на заказ, вписан в структуру кабинета и оформлен планшетом с актуальной «жизнью» музея.

- Есть еще пособия, которые мы получаем так: когда кто-нибудь из руководства или сотрудников музея отправляется на обучение в Учебно-методический центр по гражданской обороне, он берет с собой диск, или флешку, чтобы записать новые разработки по проблемам ГО. Затем мы распечатываем полученные материалы, сшиваем, брошюруем и получаются пособия, которые используются при обучении.

Третье предназначение нашего комплекса – пункт хранения и выдачи средств индивидуальной защиты. В специально отведенном для этого помещении хранятся, разложенные по отделам, противогазы, респираторы, медицинские аптечки.

И, наконец, четвертое – рабочий кабинет сотрудников отдела гражданской обороны и охраны труда. Рабочие места оборудованы всеми необходимыми средствами автоматизации и обеспечения выполнения функциональных обязанностей сотрудников штаба ГО и ЧС.

Директор Исторического музея Алексей Константинович Левыкин, как никто, понимает важность и необходимость нашей работы и оказывает нам всяческое содействие. При его помощи и внимательном отношении Дирекции, начиная с 2002 года и по настоящее время, Исторический музей в приказах Министерства культуры отмечается в числе лучших учреждений культуры, где планомерно и с высоким качеством решаются задачи гражданской обороны.

- Кто обучается в УКП Исторического музея?

- Здесь учится руководящий состав музея (заместители директора по Плану самостоятельной подготовки и руководители учебных групп подразделений, отделов). Занимаются учебные группы отделов. Иногда студенты исторических факультетов высших учебных заведений города Москвы, которые проходят практику в стенах музея. Также здесь бывают школьники – члены детских кружков Исторического музея. С ними мы обязательно говорим о правилах и порядке поведения в музее при чрезвычайной ситуации.

По обращению руководителя Учебно-методического центра города Москвы Александра Михайловича Елисеева, проводим практические занятия со слушателями УМЦ. Предварительно с преподавателем обговариваются вопросы, которые нужно осветить в зависимости от комплектации группы. Для кого-то необходимо рассказать про нештатные аварийно-спасательные формирования, кому-то важен вопрос организации работы по гражданской обороне на объекте с массовым пребыванием людей, у кого-то вызывает интерес другие проблемы ГО и защиты от ЧС. Проводим практические занятия по обращению Префекта ЦАО или главы Управы Тверского района. В общем, оказываем помощь по обучению населения Центрального Административного округа.

- Как проводятся занятия в УКП?

- Порядок проведения занятий у нас такой: сначала по теме занятия доводятся требования нормативно – правовых документов, затем показывается учебный фильм на десять-пятнадцать минут. В зависимости от количества слушателей в учебной группе мы используем или телевизор, или большой видео комплект, или опускается экран и включается мультимедийная система. Фильмы могут быть на разные темы. Это и действия при чрезвычайной ситуации. И правила противопожарной безопасности. И оказание первой доврачебной помощи. И многое другое, конечно же. Затем идет рассказ о том, как вот эту «классику гражданской обороны» применить в условиях чрезвычайной ситуации. Обязательно, с учетом особенностей Государственного Исторического музея.

- О каких именно особенностях Вы говорите?

- Государственный Исторический музей – объект с массовым  пребыванием людей. За день он принимает более двух тысяч посетителей. Вот Вам и особенность. При любой чрезвычайной ситуации задача «Номер один» - организация эвакуации, это в приоритете. Одновременно идёт – спасение документации и культурно-материальных ценностей.

- В музее регулярно проходят учения и тренировки по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций…

- В год, обязательно, проходят две объектовые тренировки. Очень подробно отрабатываются вопросы обеспечения безопасности объектов музея при переходе на весенне-летний и осенне-зимний режимы эксплуатации. Сотрудники музея получают навыки применения первичных средств пожаротушения и средств индивидуальной защиты. Особенное внимание обращаем на организацию взаимодействия с пожарно-спасательными службами и полицией.

Все документы по тренировкам аккуратно подшиты в папку. Сначала мы видим Приказ о проведении тренировки, затем – подробный План и организационные указания. Ход тренировки иллюстрируют большие цветные фотографии. Итогом тренировки выступает отчет о проведенном учении в вышестоящие инстанции.

- Кстати, об особенностях Государственного Исторического музея, - продолжает рассказ Анатолий Иванович. - Представьте себе: закончилась крупная выставка, идет демонтаж, работают фондовые отделы, работает отдел хранения выставок, отдел хранения экспозиций. И в это же время отрабатываются вопросы эвакуации культурных ценностей. Вы спросите – как? Очень просто. Сотрудники отдела гражданской обороны, вместе с сотрудниками отдела выставок и хранения экспозиций, отслеживают, как выполняется работа, и фиксируют те или иные временные нормативы. За сколько времени, например, мы подготовим к упаковке, допустим, бюст какой-то героической личности. Например, за десять минут. Так, на практике, мы получаем данные, что экспонат такого-то размера можно подготовить к эвакуации за десять минут. И, при проведении очередной тренировки, эти данные можно будет использовать.

- Сотрудники музея занимаются с охотой или просто потому, что так надо?

- Занимаются с удовольствием. Продолжая об особенностях нашего музея. У нас нет строго фиксированного дня проведения занятий. Чтобы не нарушать повседневный режим выставочной работы музея, Алексей Константинович Левыкин принял решение и поручил заместителям, курирующим направления деятельности структурных подразделений музея, определять время занятий сотрудников, с учетом их занятости. Ведется учет проведенных занятий, составлены списки сотрудников и если мы видим, что такая-то группа не проходила занятия – сразу звоним и спрашиваем: «Когда вы к нам придёте? Или мы к вам придём?» и назначаем удобное для всех время плановых занятий.

- Как они, наверное, Вас в этот момент «любят»!

- Они нас за это уважают. Потому, что все понимают, насколько это важно и нужно. И какая ответственность лежит на каждом сотруднике Исторического музея за сохранность бесценных исторических реликвий государства.

Новости партнеров