Здесь нет двух похожих номеров
«Метрополь» считается одной из главных московских достопримечательностей
И есть за что. Ведь это не только одна из самых старых и роскошных гостиниц в Москве, но и самое крупное общественное здание эпохи модерна. С самого открытия в 1905 году «Метрополь» становится авансценой ключевых исторических событий.
И если в 1905 году Шаляпин там впервые исполнил «Дубинушку» в честь подписания царем манифеста о создании Думы, то уже в 1917 году отель становится одним из пунктов сопротивления большевикам. А еще через год сцену ресторана, где когда-то выступал Шаляпин, занял Ленин, суливший светлое будущее рабочим. Те молча слушали его, сидя на столах из карельской березы, и роняли на дорогие мраморные полы пепел. Сегодня в «Метрополе» останавливаются политики и звезды, проходят экскурсии. На одной из них побывали корреспонденты «МЦ».
Искусство для народа
Нашего проводника по легендарному отелю зовут Екатерина Егорова.
— Я менеджер по антиквариату и историческому наследию, — представляется она.
Все дело в том, что в гостинице хранится огромная коллекция антиквариата. Все это было реквизировано из усадеб и дворцов их бывших владельцев. А компенсировать этот передел должна была возможность общественного пользования всеми ценностями.
— За этим столом с кариатидами пьют чай наши гости, — знакомит нас Екатерина с обстановкой «золотой» гостиной «Метрополя». — А это кресло было создано русскими краснодеревщиками в начале прошлого века по эскизу итальянских мастеров XVII столетия.
Если бы оно осталось во дворце, то посетители могли бы его только рассматривать, как музейный экспонат. А в гостиной отеля в нем можно комфортно расположиться для чтения или беседы, не опасаясь строгих окриков смотрительниц.
Так неожиданно в «Метрополе» реализовался ленинский тезис о том, что искусство должно принадлежать народу. Впрочем, эта верность заветам до сих пор обходится гостинице в копеечку.
— Фактическим владельцем коллекции является государство, — поясняет Екатерина. — Каждая вещь — на учете. Именно поэтому все картины в отеле находятся на сигнализации, а дорогие столешницы покрыты толстым стеклом. И гостей предупреждают о мерах предосторожности.
Звездные номера
Еще одной исторической особенностью «Метрополя» является отсутствие категорий.
— Каждый номер не похож на другой, — поясняет менеджер, поднимаясь по мраморной лестнице.
Впрочем, пара номеров из этого гостиничного многообразия все-таки выделяется. Они находятся на четвертом этаже и называются «литерными».
— Это самые престижные номера в отеле, — рассказывает Екатерина. — Обычно в них останавливаются политики и члены королевских семей. Даже западные звезды — и те выбирают себе номера попроще: так, Шэрон Стоун жила в соседнем с литерным. В нем же останавливался и Майкл Джексон.
Символ эпохи
С легкой руки Альфонса Мухи символом модерна стала голова женщины с распущенными волосами. И этот символ ювелирно вписал в барельефы «Метрополя» скульптор Николай Андреев.
— Слишком уж они казались откровенными для того времени, — замечает Екатерина.
Впрочем, на меньшее создатели «Метрополя» были не согласны. На рубеже веков в обществе появился запрос на красоту.
— Поэтому появляются роскошные гостиницы, в которых человека должно окружать только прекрасное. И этот принцип стал основополагающим при строительстве «Метрополя», который был, есть и будет символом прекрасной эпохи, конец которой положил начало периоду больших перемен.