Зеленоглазое такси
Автомобили с шашечками стали неотъемлемой частью столичных магистралей
У московского такси — очередной юбилей.
Да, первые таксомоторы в Первопрестольной появились более века назад. Однако случились война, потом революция, потом — Гражданская война. В общем, 90 лет назад московское такси получило вторую жизнь.
21июня 1925 года произошло событие, увековеченное Ильфом и Петровым в «Золотом теленке». Помните? «В тот день, когда Адам Казимирович собрался впервые вывезти свое детище в свет, на автомобильную биржу, произошло печальное для всех частных шоферов событие. В Москву прибыли сто двадцать маленьких черных, похожих на браунинги таксомоторов «Рено».
Тогда же сложился и величественный облик шофера — хотя правильнее было бы «шоффера» — такси: кожаная фуражка, самолетные очки, кожаная куртка (зимой — доха) и кожаные же краги. И дело вовсе не в «понтах», как сказали бы мы сегодня. Просто сидел «шоффер» за рулем на обдуваемом всеми ветрами открытом сиденье, а кожа — просто прочна и менее маркая, чем ткань.
Обо всем этом корреспонденту «МЦ» рассказал Виталий Клюев, 45 лет — с 1965-го по 2010-й — проработавший в московском такси. Начинал водителем третьего класса, закончил трудовой путь директором 2-го таксомоторного парка. И владельцем — поневоле — единственного в Москве Музея такси. «Поневоле» — это отдельная история. Музей — на общественных началах — создали в 1975 году в одном из таксопарков. Ну а несколько лет назад владельцы теперь уже частной фирмы решили, что надо освободить помещение. Все, что удалось сохранить — у Виталия Васильевича дома.
— Я пришел в такси в 1965-м, сел за руль «Волги» ГАЗ-21. С автоматической коробкой, — рассказывает он.
Впрочем, и до «Волг» в такси поработало много машин.
— «Форды» прозвали «сороками» за бело-черный раскрас, — Виталий Клюев показывает сохранившиеся фото на стене. Потом были ГАЗ-А, ЗИС-101 и ГАЗ М-1, после войны — «Победы». В 1957 году настала эпоха «Волг»: «Москвичи» в московском такси — явление случайное. Завод «Москвич» присылал по несколько десятков машин — опробовать новую модель.
Зато неслучайными были в такси шоферские династии, когда вслед за отцом в профессию приходили сыновья. Для кого-то профессия таксиста стала жизнью: Евгений Рыжиков, один из старейших таксистов, так и умер — сидя за баранкой. Его фото теперь — в музее. Еще одно черно-белое старое фото: шофер в фуражке, очках и длинной дохе гордо стоит, поставив ногу на подножку «Форда».
— Это Леонид Сысоев, легенда! — объясняет хранитель музея. — Один из первых таксистов Москвы. Умер два года назад. Ему было 102...
...Помните: «Шеф, два счетчика»? Вот они на стенах — таксометры, или счетчики. Есть довоенные — с «эмок» и «фордов». Есть более современные. А последний таксометр с хромированной окантовкой окошечка ставили на 21-ю «Волгу». На ней же табличку «Свободен» заменил знакомый нам всем «зеленый огонек».
— Сегодня такси не то, — вздыхает Виталий Клюев. — Мне вот не хватает такси, которое можно остановить, просто подняв руку...
— Вот, и вы заметили! Сейчас таксисты работают по заказу, а раньше от такой работы отбрыкивались — план давали пассажиры с обочины. Фирма, которая первой вернет практику сажать пассажиров с тротуара, в будущем станет самой успешной.
Опрос
Как относятся москвичи к такому виду общественного транспорта, как такси? Корреспондент газеты «Москва центр» провел собственный опрос.
Мы обратили внимание на то, что о такси почему-то охотно соглашались поговорить молодые люди — мобильные, но вечно спешащие. А вот люди в возрасте, как ни странно, от разговора о желтом автомобиле с шашечками отказывались. Они говорили: вот в наше время было такси, а теперь... Итак, молодежь нам рассказала.
Мария Агапитова, студентка:
- Я считаю, что такси удобно пользоваться, когда нет пробок, поскольку когда Москва стоит, ехать на такси абсолютно бессмысленно — стоит предпочесть ему метро. Поэтому логичнее, чтобы цены на такси были больше в тот момент, когда пробок в городе нет. Я заказываю машину через интернет. На мой взгляд, это самый удобный сервис бронирования, в котором можно указать все необходимое о маршруте.
Юлия Тишкина, оператор теплоэлектростанции:
- Часто пользуюсь услугами такси, потому что живу в области, а учусь в центре, и мне часто приходится вызывать машину от электрички. В целом я не очень довольна соотношением цены и качества предоставляемых услуг, потому что ехать мне нужно всего пять минут, а стоит это зачастую 500–1000 руб лей. И, кстати, у разных операторов — разные цены, надо еще правильно выбрать.
Арсений Коваленко, конструктор:
- Я давно пользуюсь услугами такси. Очень доволен. Водители всегда приезжают в форме, вычищенные, машину подают быстро. Вообще рынок такси в последние годы сильно изменился, стал «на любой вкус и цвет» и любой кошелек и запросы. Кроме того, я считаю, что идея московских властей подвести все такси под один формат очень удачна — это облегчит жизнь как водителям, так и пассажирам.
Антон Козлов, предприниматель:
- Не очень часто езжу, но обычно пользуюсь для бронирования электронным сервисом. В целом я доволен. Такси вообще экономит много времени, а в некоторых ситуациях эта вещь просто незаменимая, особенно если вы не автовладелец. А если повезет с водителем, то вообще прекрасно — можно отвлечься, разгрузить голову и поднять настроение. Таксисты — они ведь, как правило, очень душевные собеседники.
Павел Карасев, программист:
- Я пользуюсь услугами такси где-то три-четыре раза в месяц. В основном вызываю такси с помощью мобильных приложений, хотя иногда могу и просто поймать машину, но все же предпочитаю традиционный желтый автомобиль с шашечкой. Между прочим, сейчас остановить настоящее такси в городе сложно — все заняты. От услуг бомбил я давно отказался, поскольку эту зачастую и накладно, и опасно.