Земля и космос Вячеслава Давыдова
Уютный палисадник особнячка Московского союза художников в Старосадском переулке, дом 5, снова приглашает в гости. До начала сентября тут под открытым небом открыта выставка плакатов художника Вячеслава Давыдова. Впечатление получите мощное, обещаем!
Плакаты у Давыдова яркие, притягивающие взгляд. Но чтобы расколдовать их глубинные смыслы, перед каждым стоит постоять, и не одну минуту. Точнее, не так. Суть замысла, конечно, вы поймете сразу. Но как дьявол, так и абсолютная истина порой кроются в якобы незначительных деталях. Поэтому и рассматривать произведения лучше внимательнее.
Что кроется в деталях
Вячеслав Михайлович — человек света и позитива. Профессиональный художник, он мог бы, судя по отдельным работам, стать великолепным портретистом, но свою творческую жизнь Давыдов связал с плакатами, о чем никогда не жалел. Нынешняя выставка — «80 лет на планете Земля» — воздает должное солидной юбилейной дате художника, которую он отметил весной. О подведении даже промежуточных итогов никакой речи не идет. Тут — другое, и без печальной констатации не обойтись: за последние 80 лет человечество наворочало на планете такого, что остается лишь развести руками.
На выставке в большинстве своем собраны те работы, что являются и художественными произведениями, и обозначением тех или иных острых проблем, стоящих перед человечеством. Одна из последних работ — «Евровспашка 2024»: гигантская свастика-шестеренка перепахивает Европу. Куда уж актуальнее...
— А вот было радостное время, — улыбается Вячеслав Михайлович, подводя нас к плакату того времени, когда в спорт уже вмешивалась политика, но он еще как-то ассоциировался с миром. — В 1975 году я сделал плакат, приглашавший ХХI Олимпиаду в Москву. В 1976-м он был представлен в Монреале как официальный плакат XXI Олимпийских игр в Москве. Ну как же, помним!
— Когда его увидели в издательстве ЦК КПСС «Плакат», — вспоминает Давыдов, — сказали сразу: все, забираем. А вскоре я получил заказ сделать плакаты пяти городов — они были нужны турфирме «Спутник».
Подобрать ключ и создать на плакате, то есть в одномерном, плоском пространстве образ города, да так, чтобы он был сходу узнаваем — задача не из простых. Но нет ничего невозможного. Вот он, Париж, где створ занавеса театра-варьете (или это — ножки, и в чулочках?) так похож на абрис Эйфелевой башни, что ни за что ни с каким другим городом его не перепутаешь. Кстати, в Лувре хранится пять работ Вячеслава Давыдова! Не перепутать ни с чем и Владимир: сквозь легкую дымку проступает контур образа Владимирской Божией Матери, святой для всей Руси...
А вот плакат, выполненный в совершенно другой стилистике. Он посвящен Якутии: гигантский мамонт проглядывает то ли сквозь изморозь, то ли сквозь пелену веков...
— Очень любил и люблю бывать в Якутии и на Курилах, — рассказывает Вячеслав Давыдов. — Сейчас, если все планы осуществятся, буду заниматься темой Арктики: планирую поездку на Северный полюс. Северному морскому пути «стукнет» 500 лет. Ну и какие тут 80?!
Это просто космос
В 1972 году Вячеслава Давыдова, еще студента, пригласили заменить уехавшего работать в Асуан главного художника знаменитого журнала «Техника — молодежи», который возглавлял тогда известный журналист Василий Дмитриевич Захарченко.
— Работу с ним я вспоминаю с огромной благодарностью, очень многому я у него учился, это потрясающая была школа. Это он подсказал, что мне нужно принять участие в конкурсе, объявленном Комитетом защиты мира СССР. И благодаря этому, поехав туда, я познакомился с художником Евгением Кажданом — еще одним моим учителем, которого я вспоминаю с благодарностью. Наше общение началось с того, что на том конкурсе мы разделили второе место, именно он позвал меня в молодежную секцию МСХ... А вообще свое настоящее образование я получал на худсоветах: там были такие яркие обсуждения, размышления обо всем, какой это был колоссальный опыт профессиональный...
...Разговор прерывается «аханьем»: эмоционально реагирую на плакат «Сэмюэль Коэн — изобретатель нейтронной бомбы». — Он называл ее гуманным оружием! — поясняет Давыдов.
Да, «гуманность» этого изобретения как нельзя лучше прослеживается на портрете, в котором нет ничего живого, только черная пугающая бездна...
Долгие годы Вячеслав Давыдов связан работой и дружбой с Институтом космических исследований РАН. Это отдельная страница в его биографии и работы, наполненные глубокой философией. Через искусство плаката осмысляется художником и социальность: темы приоритетов «я и мы», значения личности в искусстве. Впрочем, вы лучше приходите и все увидите сами!