Зимняя грусть Резо Габриадзе
В пятницу, 12 февраля, в Музее Москвы открылась выставка знаменитого грузинского сценариста, режиссера и художника Резо Габриадзе. Искусство, которое всегда было принято считать чем-то вроде иллюзии, здесь стало и вовсе фантомом.
Постеры с рекламой «Необыкновенной выставки» Габриадзе висят на всем пути от метро «Парк культуры» до музея. Они красивые. Они, действительно, зовут зайти и прикоснуться к прекрасному. Прекрасное, однако, тут оборачивается обманкой.
Попробуйте провести эксперимент: дождавшись, когда чувство голода станет практически нестерпимым, достаньте себе тарелку, вилку, бокал и – включите тот телеканал, где вам гарантированно покажут нашпигованную розмарином и запеченную в духовке баранью ногу. Или вот: захотев обнять свою жену, посмотрите на ее фотографию. Или: решив послушать классическую музыку, попробуйте поймать кайф под рингтон своего телефона. Попробуйте и поймете: в поисках чистых ощущений оригинал невозможно заменить ничем…
Волна мультимедийных выставок охватила Москву уже давно. Ван Гог, Микеланджело, Сальвадор Дали, реалисты и импрессионисты – чьи только картины уже нельзя было посмотреть. Но картины ли? Тут ведь все не так, как в музее. Тут – темнота, мягкие кресла, голые белые стены и проекторы, гонящие на эти самые стены изображения великих и не очень полотен. Некоторые из них неподвижны. Некоторые – слегка анимированы. Но все они – совсем, совсем не оригиналы.
На выставке Резо Габриадзе из настоящего оказался разве что деревянный забор, отгораживающий тот кусок белоснежной вертикальной поверхности, на который проецировался один из фильмов маэстро. На прочих стенах сменяли друг друга проекции выполненных Габриадзе портретов Ван Гога, Беллы Ахмадулиной, Андрея Битова, Тима Бертона и даже голубого ослика. Из динамиков под потолком лилась запись музыки. По углам алели огромные искусственные цветы. А на входе – очередь из пришедших полюбоваться на это синтетическое подобие натуральности.
Зачем они пришлю сюда? За искусством? За самообманом? За возможностью рассказать, что вот-де, был я на этой выставке, был?
Человек, кажется, слишком привык к суррогатам. Еще немного, и со своими детьми мы начнем разговаривать так же – исключительно через экран. И дети, кстати, в этом не будут виноваты, как не виноват во всем вышеперечисленном и Резо Габриадзе. Он – старый мудрый философ – говорил на открытии вставки не о своих работах, а о зимней грусти. И эта грусть была, пожалуй, главным впечатлением от увиденного.