Опрос

24 ноября в России отметят День матери. А Вы знаете, какой из указанных фактов неверный?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Зубочистка творит чудеса

17 апреля 2022 года. Реставратор Елена Синельникова провела мастер-класс. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
17 апреля 2022 года. Реставратор Елена Синельникова провела мастер-класс. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
17 апреля 2022 года. Реставратор Елена Синельникова провела мастер-класс. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
17 апреля 2022 года. Реставратор Елена Синельникова провела мастер-класс. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»

В столице проходят Дни исторического и культурного наследия: до 31 мая все желающие могут попасть на тематические мероприятия. Так, в Музее Тропинина провели мастер-класс по реставрации. Его участники узнали, как правильно восстанавливать старинные рамы, и попробовали самостоятельно отлить фигуры из гипса.

За стеклом лежит рама из 1830–1840-х годов. Строгие, прямые линии ампира сочетаются с деталями второго рококо, золото благородно блестит под лампами, а сложные элементы затейливо переплетаются друг с другом.

17 апреля 2022 года. Мастер-класс, на котором корреспондент «МЦ» Ильяна Андреева. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
17 апреля 2022 года. Мастер-класс, на котором корреспондент «МЦ» Ильяна Андреева. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»

На взгляд обывателя, рама сохранилась в первозданном виде: все детали на месте, цвет не стерся. Но профессионал сразу увидит, где заканчивается работа художника и начинается вмешательство реставратора.

— Одно из самых важных правил в нашей профессии — возможность демонтировать труды реставратора, не испортив авторскую работу, — говорит реставратор и ведущая мастер-класса Елена Синельникова. — Обычный человек вряд ли заметит вмешательство в тот или иной предмет искусства. А у нас уже глаз наметан, сразу видим все стыки.

Елена раздает участникам мастер-класса небольшие силиконовые заготовки. Это макеты деталей восстановленных рам. Сейчас мы будем учиться правильно заливать фигуру гипсом. Это не так просто, как кажется. Нужно следить за тем, чтобы на поверхности не оставались пузырьки воздуха — потом их не убрать. Аккуратно заполняю свой макет — мне досталось украшение для угла рамы. Строго следую инструкции: убираю воздух с помощью зубочистки. Сначала всю поверхность обмазываю тонким слоем гипса.

Потом начинаю наслаивать материал. Капаю немного в центр, после чего скрупулезно распределяю гипс по всем завиткам и углублениям. Жду пару минут, чтобы первый слой застыл, и потом заливаю оставшуюся часть.

Через 15 минут проверяю готовность фигурки.

17 апреля 2022 года. Мастер-класс, на котором попробовала отлить фигурку из гипса. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
17 апреля 2022 года. Мастер-класс, на котором попробовала отлить фигурку из гипса. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»

— Жидкий, только залитый гипс всегда холодный. Когда он застывает, то начинает теплеть, — делится секретом Елена, — но этот способ проверки не сработает, если вы оставляете работу на несколько часов. Застывший гипс успеет «замерзнуть» опять. Для меня самым сложным оказался процесс отделения украшения от силиконовой заготовки. Боюсь, что от одного небрежного движения случайно разломаю свою фигурку.

Девушка рядом поторопилась: не проверила температуру гипса, и не застывшая работа треснула прямо у нее в руках. Елена успокаивает: такое бывает, поэтому реставраторы, работая со сложными элементами, всегда делают черновую заливку. Это помогает выяснить, на какие трудные места и детали обратить внимание. Заодно можно точно узнать, успеет ли гипс высохнуть за отведенное время.

Я наконец снимаю силикон и с интересом рассматриваю получившуюся фигурку. Все-таки пропустила пару пузырьков кислорода, и поэтому края украшения вышли немного помятые. Елена, рассматривая мое украшение, ободряет: для первого раза очень неплохо!

Осталось лишь убрать огрехи. Для этого мы вновь вооружаемся зубочистками и корректируем детали. Осторожно прохожу по всем узорам, стараясь сгладить брак с пропущенным воздухом. Пара минут — и ошибки почти не видно. Получившиеся фигурки посоветовали раскрасить акварельными красками, но прежде обмазать тонким слоем клея, чтобы закрепить гипс и не дать краске проникнуть слишком глубоко.

ИНТЕРЕСНО

Художники иногда и сами становятся реставраторами. Так, Илья Репин сам восстанавливал свою картину «Иван Грозный убивает своего сына». Она была изрезана одним из посетителей Третьяковской галереи в 1913 году. Вандал трижды разрезал полотно и повредил раму, созданием которой также занимался Репин. Живописцу помогал реставратор Дмитрий Богословский. Он латал механические повреждения холста.

Новости партнеров