Опрос

В этом году в России Пасху отметят 20 апреля. С этим праздником связано много интересных фактов. А Вы знаете, какой из этих фактов неверный?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Зураб Церетели: Во Франции я дружил с Шагалом и Пикассо

Мастерская Зураба Церетели.
Мастерская Зураба Церетели.
Мастерская Зураба Церетели

Президент академии художеств Зураб Церетели по пятницам проводит мастер-классы для всех желающих научиться рисовать. Газета «Москва-центр» посетила урок народного художника для воспитанников художественного колледжа — будущих живописцев. Зураб Константинович для них рисовал большого влюбленного спаниеля. Во время творческого процесса мы побеседовали с художником.

— Зураб Константинович, объясните, пожалуйста, чем обусловлен выбор темы картины — спаниель?

— Что художник хочет, то и рисует. Вдохновение диктует тему.

— Вкладываете ли вы историю в живой объект, который изображаете?

— Стараюсь сделать такую пластику, чтобы все было понятно — без лишних вопросов. Спаниеля я специально выбрал в качестве темы мастер-класса для детей, чтобы показать им — надо мыслить свободно, и выбирать свободные решения, свободные цвета. Разумеется, я подхожу к каждому участнику мастер-класса и даю индивидуальные советы. Ведь все мы разные, и по-разному видим мир, и отражаем его в своем творчестве.  Мои уроки для будущих художников направлены на то, чтобы объяснить им: «Не надо повторяться, не надо копировать, не надо подражать». У каждого художника есть свои достоинства и недостатки. Например, некоторые не очень хорошо чувствуют цвет, поэтому я объясняю им нюансы тонов,  переходы. Это целая наука. Из многих цветов сделать колорит — это как оркестр в музыке.

— Зураб Константинович, а что у вас хорошо получается как у живописца?

— Во-первых, у меня были очень хорошие педагоги, которые многому меня научили — как в живописи, так и в скульптуре. Они дали мне хорошую базу, и, как говорится, поставили на правильные рейсы. Но главное — уметь рисовать. В частности, чтобы уметь рисовать людей и животных, необходимо хорошо знать анатомию.

— Великий Микеланджело присутствовал во время вскрытия трупов, чтобы лучше изучить анатомию человека. Его даже упрекали в цинизме.

— Мои учителя рассказывали о том, что они рисовали мертвых на третий день после их смерти. И я много рисовал мертвых. Сперва — страшновато, а потом привыкаешь. Когда учился в художественном институте, такая практика была возможна только для лучших студентов, и я был в их числе. 

— Сегодня российская школа живописцев хорошая, не утратила позиций?

— Российская школа очень хорошая. Педагоги — замечательные. Они сохраняют индивидуальный подход к каждому ученику. Единственный минус в том, что большинство художников — девушки. Это проблема. Причем эта тенденция — мировая. На мой взгляд, это трагедия. Женщина не осилит скульптуру так, как ее осилит мужчина. Для этого нужно иметь много физической силы. Почему так происходит — я не знаю. Говорят, что и в режиссуре сегодня преобладают женщины, а ведь профессия считается мужской.

— Зураб Константинович, на мастер-классе во ВГИКе вы рисовали подсолнухи. Это ваши любимые цветы?

— В Москве зима, как правило, без солнца. Поэтому я рисую подсолнухи. Цветы я всегда любил рисовать. Но, побывая в Испании, эту свою любовь утроил. Там цветы везде – они вписаны в архитектуру, в любые встречи и праздники. Цветы – это формула радости. Писать их – моя потребность.

— Женщинам цветы дарите?

— А как же? Постоянно дарю. А на 8 марта дарю только живые цветы дарю, но и нарисованные. К этому замечательному празднику рисую много-много цветов.

— А ваши любимые цветы?

— Моя бабушка говорила, что чайные розы самые лучшие цветы, и я ей поверил.

— Ассоциируются ли у вас женщины с тем или иным цветком?

— Если я буду любить женщину, она будет для меня цветком.

— Современные женщины – жительницы Москвы больше напоминают кактусы или орхидеи?

— Орхидеи, розы, хризантемы, но не кактусы. Женщины стали красиво одеваться, с большим вкусом – поэтому напоминает нежные, яркие, пышные цветы.

— В вашей мастерской, где я имела честь быть, портеры великих людей и прекрасных женщин, в частности Беллы Ахмадулиной, Лайзы Минелли соседствуют с натюрмортами цветов. Возможно, есть портрет женщины с букетом?

— Хорошие вопросы вы задаете, потому что они пробуждают мои лучшие воспоминания. Когда я рисовал женщин, и рисую, то часто приношу им цветы, чтобы они не уставали позировать, чтобы радовались, чтобы вдыхали аромат. В Лондоне мне позировала Маргарет Тэтчер. Мать Терезу писал с натуры в тбилисской мастерской. В мастерской на Пресне сделал портрет Лайзы Минелли

— А цветы чувствуют энергетику человека, его состояние?

— В эту версию я верю. Цветы – показатель душевного состояния человека. Если у человека на душе плохо, то рядом с ним цветы вянут…- ведь им тоже плохо.

— Вы сделали памятник милиционеру Дядя Степе в Самаре, почему?

— Мы очень дружили с Сергеем Михалковым, а сейчас дружу с его сыном Никитой. Впрочем,  чтобы  не потерять дружбу, я не люблю о ней говорить. Провожу мастер-классы, чтобы была доброта, чтобы поколения любили творить, чтобы друг друга уважали. Даю краски, холсты, чтобы не потерять нашу школу. Все желающим могут прийти на мой мастер-класс.

— Во Франции много ваших скульптур, и вас боготворят французы за что?

— Да, скульптур моих много во Франции – Бальзак, «Рождение нового человека». Я дружил с художниками, которые жили во Франции, — с Шагалом, с Пикассо. Между прочим, для Марка и Пабло была потребность творить в разных видах искусства. Я не могу жить, если каждый день не буду работать. Когда говорят: «Церетели все время что-то делать», а как  могу не делать? Мозги художника надо изучать. Это уникальная вещь.

Новости партнеров