Зураб Церетели: Во Франции я дружил с Шагалом и Пикассо
Президент академии художеств Зураб Церетели по пятницам проводит мастер-классы для всех желающих научиться рисовать. Газета "Москва-центр" посетила урок народного художника для воспитанников художественного колледжа - будущих живописцев. Зураб Константинович для них рисовал большого влюбленного спаниеля. Во время творческого процесса мы побеседовали с художником.
- Зураб Константинович, объясните, пожалуйста, чем обусловлен выбор темы картины - спаниель?
- Что художник хочет, то и рисует. Вдохновение диктует тему.
- Вкладываете ли вы историю в живой объект, который изображаете?
- Стараюсь сделать такую пластику, чтобы все было понятно - без лишних вопросов. Спаниеля я специально выбрал в качестве темы мастер-класса для детей, чтобы показать им - надо мыслить свободно, и выбирать свободные решения, свободные цвета. Разумеется, я подхожу к каждому участнику мастер-класса и даю индивидуальные советы. Ведь все мы разные, и по-разному видим мир, и отражаем его в своем творчестве. Мои уроки для будущих художников направлены на то, чтобы объяснить им: "Не надо повторяться, не надо копировать, не надо подражать". У каждого художника есть свои достоинства и недостатки. Например, некоторые не очень хорошо чувствуют цвет, поэтому я объясняю им нюансы тонов, переходы. Это целая наука. Из многих цветов сделать колорит - это как оркестр в музыке.
- Зураб Константинович, а что у вас хорошо получается как у живописца?
- Во-первых, у меня были очень хорошие педагоги, которые многому меня научили - как в живописи, так и в скульптуре. Они дали мне хорошую базу, и, как говорится, поставили на правильные рейсы. Но главное - уметь рисовать. В частности, чтобы уметь рисовать людей и животных, необходимо хорошо знать анатомию.
- Великий Микеланджело присутствовал во время вскрытия трупов, чтобы лучше изучить анатомию человека. Его даже упрекали в цинизме.
- Мои учителя рассказывали о том, что они рисовали мертвых на третий день после их смерти. И я много рисовал мертвых. Сперва - страшновато, а потом привыкаешь. Когда учился в художественном институте, такая практика была возможна только для лучших студентов, и я был в их числе.
- Сегодня российская школа живописцев хорошая, не утратила позиций?
- Российская школа очень хорошая. Педагоги - замечательные. Они сохраняют индивидуальный подход к каждому ученику. Единственный минус в том, что большинство художников - девушки. Это проблема. Причем эта тенденция - мировая. На мой взгляд, это трагедия. Женщина не осилит скульптуру так, как ее осилит мужчина. Для этого нужно иметь много физической силы. Почему так происходит - я не знаю. Говорят, что и в режиссуре сегодня преобладают женщины, а ведь профессия считается мужской.
- Зураб Константинович, на мастер-классе во ВГИКе вы рисовали подсолнухи. Это ваши любимые цветы?
- В Москве зима, как правило, без солнца. Поэтому я рисую подсолнухи. Цветы я всегда любил рисовать. Но, побывая в Испании, эту свою любовь утроил. Там цветы везде – они вписаны в архитектуру, в любые встречи и праздники. Цветы – это формула радости. Писать их – моя потребность.
- Женщинам цветы дарите?
- А как же? Постоянно дарю. А на 8 марта дарю только живые цветы дарю, но и нарисованные. К этому замечательному празднику рисую много-много цветов.
- А ваши любимые цветы?
- Моя бабушка говорила, что чайные розы самые лучшие цветы, и я ей поверил.
- Ассоциируются ли у вас женщины с тем или иным цветком?
- Если я буду любить женщину, она будет для меня цветком.
- Современные женщины – жительницы Москвы больше напоминают кактусы или орхидеи?
- Орхидеи, розы, хризантемы, но не кактусы. Женщины стали красиво одеваться, с большим вкусом – поэтому напоминает нежные, яркие, пышные цветы.
- В вашей мастерской, где я имела честь быть, портеры великих людей и прекрасных женщин, в частности Беллы Ахмадулиной, Лайзы Минелли соседствуют с натюрмортами цветов. Возможно, есть портрет женщины с букетом?
- Хорошие вопросы вы задаете, потому что они пробуждают мои лучшие воспоминания. Когда я рисовал женщин, и рисую, то часто приношу им цветы, чтобы они не уставали позировать, чтобы радовались, чтобы вдыхали аромат. В Лондоне мне позировала Маргарет Тэтчер. Мать Терезу писал с натуры в тбилисской мастерской. В мастерской на Пресне сделал портрет Лайзы Минелли
- А цветы чувствуют энергетику человека, его состояние?
- В эту версию я верю. Цветы – показатель душевного состояния человека. Если у человека на душе плохо, то рядом с ним цветы вянут…- ведь им тоже плохо.
- Вы сделали памятник милиционеру Дядя Степе в Самаре, почему?
- Мы очень дружили с Сергеем Михалковым, а сейчас дружу с его сыном Никитой. Впрочем, чтобы не потерять дружбу, я не люблю о ней говорить. Провожу мастер-классы, чтобы была доброта, чтобы поколения любили творить, чтобы друг друга уважали. Даю краски, холсты, чтобы не потерять нашу школу. Все желающим могут прийти на мой мастер-класс.
- Во Франции много ваших скульптур, и вас боготворят французы за что?
- Да, скульптур моих много во Франции – Бальзак, «Рождение нового человека». Я дружил с художниками, которые жили во Франции, - с Шагалом, с Пикассо. Между прочим, для Марка и Пабло была потребность творить в разных видах искусства. Я не могу жить, если каждый день не буду работать. Когда говорят: "Церетели все время что-то делать", а как могу не делать? Мозги художника надо изучать. Это уникальная вещь.