Опрос

19 июля 1980 года в Москве прошло открытие XXII Олимпийских игр на стадионе имени Ленина в Лужниках. А Вы знаете, какую массу имел главный символ игр — медвежонок Мишка?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Звон мечей, два руля и вальс военных медиков

Слева направо: Альберт Сутурин, Павел Мартынец, Юрий Козлови Милана Кудзеевич в лагере XVII века. Фото: Ирина Зернакова, «Вечерняя Москва»
На площадке, посвященной Первой мировой, бойцы 199-го пехотного полка устроили привал. Фото: Ирина Зернакова, «Вечерняя Москва»
На площадке, посвященной Первой мировой, бойцы 199-го пехотного полка устроили привал. Фото: Ирина Зернакова, «Вечерняя Москва»
На площадке, посвященной Первой мировой, бойцы 199-го пехотного полка устроили привал. Фото: Ирина Зернакова, «Вечерняя Москва»

В столице отгремел фестиваль «Времена и эпохи. Победы России». После двухлетнего перерыва москвичи были рады возвращению на городские бульвары, площади и в парки масштабного праздника истории, объединившего, пожалуй, самую разномастную публику — реконструкторов. Для участия в фестивале более тысячи человек съехались со всей России, чтобы устроить гостям полное погружение в атмосферу и быт «своего» периода. В путешествие сквозь времена и эпохи отправились и корреспонденты «МЦ».

Бульварное кольцо на пять дней превратилось в портал, уносящий в прошлые столетия — от Древнего Рима до недавней, в масштабах охваченного на фестивале периода, Битвы за Москву.

— В этом году мы проводим фестиваль без иностранных гостей, — говорит главный координатор фестиваля Василий Тыртыжов. — На Бульварном кольце получился единый исторический маршрут — 24 площадки.

10 июня 2022 года. Кирилл Бакалов в образе книгопечатника Ивана Федорова держит клише страницы первой печатной азбуки 1574 года. Фото: Ирина Зернакова, «Вечерняя Москва»
10 июня 2022 года. Кирилл Бакалов в образе книгопечатника Ивана Федорова держит клише страницы первой печатной азбуки 1574 года. Фото: Ирина Зернакова, «Вечерняя Москва»

Чтобы обойти все площадки в одном только центре, одного дня мало. Ведь хочется и рассмотреть обустроенные по всем правилам лагеря, и послушать музыку, и вдохнуть ароматы готовящихся аутентичных блюд, и попробовать заколоть мешок с соломой штык-ножом, а еще — напечатать страницу азбуки на книгопечатном станке XVI века... Тут и пяти дней кажется маловато, чтобы все распробовать! Но достаточно для того, чтобы по-настоящему заинтересоваться исторической реконструкцией. Поэтому многие клубы прямо во время фестиваля начинают принимать новобранцев, часть из которых, как показывает практика, остается в движении на долгие годы.

Воины Невского

На Покровском бульваре из-за спин прохожих, окруживших плотным кольцом «боевую» часть площадки, доносится лязг оружия и громкий голос, командующий: «Шаг! Шаг! Шаг!..» В показательном бою участвуют воины Александра Невского. Два строя щитов, мечей и копий сходятся и начинают колоть и рубить, не жалея ни сил, ни доспехов. Взгляд невольно вылавливает среди них двухметрового богатыря, который чуть ли не на голову выше остальных воинов. Это реконструктор из Оренбурга Тимофей Гнатовский. Впрочем, рост и комплекция в бою — не главное: более ловкий «противник» достает его копьем.

— Мне с детства нравились книги про войны, я интересовался историей и любил что-то мастерить сам, — рассказывает Тимофей. — И в итоге я уже восемь лет занимаюсь реконструкцией. Частенько езжу один на фестивали по разным городам. По историческим источникам сам сшил себе ботинки из кожи, костюм, сделал кольчугу из металлической проволоки. К Тимофею выходит мужчина в длинной рубахе, штанах и шапке, обрамленной мехом. Так в XIII веке могли одеваться князья... И точно — князь! Сам Александр Невский! На его пальцах — большие серебряные кольца, на шее — массивная цепь с подвесками.

— Украшения — точная реплика киевского клада, в натуральную величину и тоже из серебра, — рассказывает реконструктор из Самары в образе Александра Невского Дмитрий Крюков. — Исторически правильна и одежда: мы ищем архивные источники, относящиеся к конкретному периоду и региону, и по ним шьем костюмы на заказ.

Дмитрий занимается реконструкцией 15 лет. Работает инженером на производстве, руководителем. Признается, что после увлечения реконструкцией у него изменился подход к некоторым вещам.

— Стал серьезнее относиться к подбору информации, проверке источников, — признается Крюков. — Многие приходят в реконструкцию из ролевых тусовок, например, среди нас много бывших толкинистов. А кто-то исполняет свою детскую мечту: побегать с мечом и в кольчуге. У меня так и было, я с юных лет интересуюсь историей. Мне нравится эпоха Александра Невского, она значима для России, и этот период очень интересно реконструировать.

Гори, моя лучина

Слева направо: Альберт Сутурин, Павел Мартынец, Юрий Козлови Милана Кудзеевич в лагере XVII века. Фото: Ирина Зернакова, «Вечерняя Москва»
Слева направо: Альберт Сутурин, Павел Мартынец, Юрий Козлови Милана Кудзеевич в лагере XVII века. Фото: Ирина Зернакова, «Вечерняя Москва»

В средневековой Руси женщины, помимо готовки, занимались рукоделием. И не просто вышиванием в свое удовольствие: чтобы одеть всю семью, нужно было и прясть, и ткать, и шить, так что не только взрослым, но и детям работы хватало. С деревянным веретеном в руках сидит Елизавета Кучукова из Самары. Она дает мастер-класс по прядению из овечьей шерсти.

— У нас получается нить, из которой можно сделать ткань на ткацком станке. А уже из нее — сшить костюм. Можно изменить цвет ткани. Для этого мы используем не химическую краску, а растения. Процесс довольно муторный, но многие реконструкторы до сих пор прибегают к этому способу, — рассказывает Елизавета.

Тем временем на ткацком станке создает ткань Мария Емельянова из Рыбинска.

— У нас площадка, посвященная XII–XIV векам. Но женский труд от века к веку не сильно различался. До XX века ни сырье, ни оборудование не менялись, — объясняет Мария. — Выращивали овец автохтонных пород: универсальных — для мяса и шерсти. Больше ценились белые овцы, их шерсть проще красить.

Увидеть девушку за ткацким станком в разгар лета было невозможно: силы нужны были в полях и огородах, чтобы зимой от голода не умереть. Обрабатывать лен и шерсть начинали осенью, после праздника Параскевы Пятницы (отмечался в конце октября. — «МЦ»). А уже к зиме все волокно должно было быть обработано. Тогда женщины пряли. Это можно было делать почти вслепую, при лучине.

— За ней, кстати, следили обычно младшие дети, — продолжает Мария. — Лучина быстро гасла, поэтому от нее нельзя было отходить, отлучаться — вот откуда и появилось это слово. А уже весной, когда световой день был длиннее, ткали холсты. Женщины обшивали всю семью. Девушки шили приданое только для себя. И мы сейчас сохраняем память о наших предках, о нашей истории.

Санитар Михаил Усманов танцует с сестрой милосердия Марией Завьяловой. Фото: Ирина Зернакова, «Вечерняя Москва»
Санитар Михаил Усманов танцует с сестрой милосердия Марией Завьяловой. Фото: Ирина Зернакова, «Вечерняя Москва»

Соль земли

Прямоугольный металлический чан с бурлящей жидкостью висит над языками костра. Ее помешивает солевар из Оренбурга Святослав Щербаков.

— Это рассол подземных вод. Из него я добываю соль, — объясняет Святослав. — Это рецепт, который получил по наследству Александр Невский, а затем передавал его и другим.

Рассол мужчина добывает у себя в Оренбурге. Чтобы выпарить из него соль на костре, на открытом воздухе, понадобится около суток. Главное — поддерживать высокую температуру, постоянно подкидывая дрова в пламя. Сколько получится соли — заранее не угадаешь: это зависит от концентрации рассола. От нагревания происходит кристаллизация, крупицы постепенно собираются на дне.

— В средние века это все делали не на открытом воздухе, как мы сейчас, а в солеваренных избах, — рассказывает Святослав Щербаков. — Солевары полжизни трудились в адских условиях. Соль была дорогой, потому что труд очень тяжелый.

Реконструкция для Святослава — и хобби, и работа: он — педагог допобразования, преподает ребятам «живую историю» в Оренбургском областном детско-юношеском центре.

Кружечный сбор

Средневековый Покровский бульвар перетекает в Чистопрудный времен Первой мировой. Среди гостей фестиваля в летних сарафанах, шортах и футболках тут и там неспешно прохаживаются дамы в длинных красивых платьях начала XIX века и мужчины в военной форме: история органично переплетается с современностью. Оркестр играет вальс, и вот санитар Красного Креста Михаил Усманов кружится в танце с сестрой милосердия Марией Завьяловой. На газоне сидит парочка влюбленных гимназистов. Они разговаривают и чуть ли не ссорятся: парень революционных взглядов, он против венчания и традиционного брака. А девушка мечтает о свадьбе. Чуть поодаль компания бойцов устроила себе карточный перерыв.

— Купите газету! — раздается за спиной.

Мальчишка в кепке предлагает прохожим свежий номер «Искры» за три копейки. Рядом дамы собирают пожертвования для раненых бойцов.

— Мы здесь под покровительством княгини Елизаветы Федоровны, — рассказывает реконструктор из Москвы Мария Шишиц. — Мы собираем деньги на переносные бани, белье и противогазы. У нас «кружечный сбор» — монетки кидают в специальную банку. Жертвовали деньги и на помощь больным чахоткой, раком. За каждый благотворительный акт в годы Первой мировой давали эмблемы — например, в виде красного или белого цветка. Люди старались жертвовать в разные фонды, коллекционируя значки. Их носили напоказ или собирали в альбом, как марки.

Дело техники

Напротив фонтана на Чистопрудном бульваре стоит разноцветный танк. Это реконструкция первого в мире танка FT-17 Renault.

— Цвета яркие, чтобы его было заметно, — объясняет Алексей Карпов из Санкт-Петербурга. — Тогда танки делали устрашающими, заметными, ведь оружия для их поражения не было, так что им ничего не угрожало. Позже, когда появилось противотанковое оружие, танки стали красить в камуфляжные цвета. Алексей рассказал, что именно такая французская машина стала образцом для создания первого советского танка, появившегося в 1930-е. Оригинал захватили, сделали чертежи и построили свой собственный. Такие танки советские солдаты использовали уже во Второй мировой войне. Москвич Андрей Вериго предстал на «Временах и эпохах» в образе рядового бойца Русской императорской армии в составе Первой автомобильной пулеметной роты. В миру он — главный библиотекарь Научного центра по изучению проблем развития библиотек знаменитой Ленинки. Так что его энциклопедическая начитанность вполне объяснима.

— Первая автомобильная пулеметная рота была сформирована 19 августа 1914 года, практически сразу после начала войны, — рассказывает он. — Ее формированием было положено начало существования всех последующих бронированных войск в русской армии. Рота принимала активное участие в боях на разных фронтах Первой мировой. Позднее, в сентябре 1916 года, рота была сформирована в 1-й бронедивизион. За разговором подходим к угловатой «глазастой» машине — реконструкции бронеавтомобиля «Остин-Путиловец». Он выполнен в натуральную величину и вполне рабочий: мотор ревет более чем убедительно.

— Такие «Остины» делали британцы для Российской империи. Поступать они начали в декабре 1916 — январе 1917 годов, — говорит Андрей Вериго. — Принято считать, что с такого бронеавтомобиля говорил свои апрельские тезисы Владимир Ленин. На самом деле он говорил с британского. Данная реплика представляет «Остин- Путиловец», выпуск которого начался в июне 1917 года.

В броневик можно залезть: в нем и два руля для управления, и два пулемета. Мощность у такой машины в оригинале — 50 лошадиных сил.

— А знаете, для чего второй руль? — экзаменует Андрей. И, не получив верного ответа, объясняет: — Второй пост управления нужен машине для того, чтобы не разворачиваться под огнем противника и не подставлять уязвимые слабо бронированные борта. Машина часто шла в бой кормой вперед, на задней передаче, а потом уходила из-под вражеского огня передним ходом. Кстати, бронеавтомобили действовали не по одиночке, а в составе взводов, состоящих из двух пулеметных машин и одной пушечной.

Как и многие «коллеги» по хобби, московский библиотекарь к делу реконструкции подходит комплексно и основательно.

— Мне всегда нравился активный туризм, люблю создавать что-то своими руками, шью костюмы, — признается Андрей Вериго. — С 2000 года езжу на мероприятия по разным эпохам — начиная с раннего Средневековья и заканчивая Второй мировой.

КСТАТИ

Главным овощем на Руси с X века считалась редька. Из нее готовили десятки блюд. Редьку ели целой, кусочками, поливали маслом или даже квасом. Также питались репой и горохом.

Новости партнеров