Звонко поют куранты Спасской башни...
20 лет назад, 9 августа 1996 года, главные часы нашей страны впервые исполнили Гимн России. В то время гимном нашей страны была «Патриотическая песня» Михаила Ивановича Глинки. Экс-руководитель Президентского оркестра, народный артист Российской Федерации, художественный руководитель и главный дирижер «Оркестра XXI века» Павел Овсянников рассказал корреспонденту «МЦ», как запели кремлевские куранты.
Часы на Спасской башне не замолкали века, оглашая столицу своим удивительным перезвоном, ставшим символом нашей страны. Но в советское время самые известные часы России не играли государственного гимна. Идея добавить его в мелодию курантов появилась в начале 90-х. Ее автором стал первый президент Российской Федерации Борис Ельцин.
— История с курантами вы- шла удивительная, — начинает рассказ Павел Овсянников. — Когда Борис Николаевич высказал свою идею, стали выяснять, что нужно сделать для ее воплощения. В то время кремлевскими часами занималась организация НИИ Часпром. Специалисты вынесли приговор: чтобы куранты зазвучали, придется отказаться от всего их внутреннего механизма.
Столь кардинальные изменения отбирали у курантов их знаменитый перезвон, без которого часы на Спасской башне просто немыслимы. Руководство Кремля стало искать иной путь решения задачи и обратилось к Павлу Овсянникову за музыкальной консультацией.
— Для замены часового механизма нужны были не только огромные деньги, но и очень много времени, — вспоминает Павел Борисович. — На Спасской башне установлены карильонные колокола, обладающие разными звуками, разными нотами. Такой инструмент нужно было заказывать в Голландии и ждать выполнения заказа несколько лет. Павел Овсянников поднялся на башню и понял: менять механизм нельзя — слишком он ценен для истории.
— Все колокола были сделаны в разные эпохи, — рассказывает Павел Борисович. — Был колокол, отлитый в XVII веке, были другие, созданные на столетие или на два позже. Они отличались друг от друга даже цветом и, конечно, по сплавам.
Дирижер и композитор Павел Овсянников попробовал решить задачу изящнее. Вооружившись сэмплером (электронным прибором для записи звука. — «МЦ»), он сделал запись звучания всех колоколов.
— Я даже не помню, сколько раз мне пришлось подниматься на башню, — рассказывает Павел Борисович. — Помогали военнослужащие из Президентского полка. Нам пришлось попотеть.
Присвоив всем звукам свои ноты, Павел Овсянников получил наконец-то возможность сыграть мелодию гимна в диапазоне кремлевских курантов.
— Выяснилось, что для ее исполнения не хватает всего лишь трех колоколов, — говорит дирижер. Мелодию гимна, сыгранную на записанных колокольных звуках, показали высшим чинам, и было принято решение заказать три дополнительных колокола в Голландии.
Так старинные часы были спасены. Но на выполнение заказа голландским мастерам требовалось время, которого отчаянно недоставало.
— Есть специальные металлические листы, которые называются билы, — вспоминает Павел Овсянников. — Они позволяют сымитировать звук настоящего колокола. Вот ими и воспользовались как временной мерой.
Единственным минусом билов оказалась дальность, на которую распространялся звук: его было слышно все- го на несколько десятков метров, а потом он беспощадно глох. Звук настоящего колокола разносится значительно дальше. И вот пришла пора представлять президенту работу.
— Мы пригласили Бориса Николаевича послушать бой курантов, но далеко от башни отводить не стали, — Павел Борисович улыбается. — Президент, надо сказать, исполнением поручения остался доволен.
Через несколько лет, когда голландские колокола были готовы, билы исчезли со Спасской башни.
— Временная мера есть временная мера, — говорит дирижер. — А уже под новый, 2001 год мелодия гимна сменилась.
Больше куранты не отбивали «Патриотическую песню» Глинки. Гимн России в 2001 году получил современное звучание — слова Сергея Михалкова легли на музыку Александра Александрова, а диапазона звучания колоколов кремлевских курантов хватило, чтобы исполнить и эту мелодию. Нужно было всего лишь перенастроить барабан.
Кстати
Слово «куранты» появилось в русском языке около 1705 года. Но тогда оно означало «музыкальные пьесы» (от французского danse courante — «бегущий танец»), и только в XIX веке изменило свое значение, когда стало обозначать «механизм музыкального боя в часах». Люди начали говорить просто «часы с курантами».
На заметку
Спасская башня Московского Кремля ранее называлась Фроловской. Она была сооружена в 1491 году архитектором Пьетро Антонио Солари. В это время в Москве правил великий князь московский Иван III. О личности создателя башни свидетельствуют белокаменные плиты с памятными надписями, установленные над въездными воротами. Ворота, как и сама башня, носят название Спасских и являются главными в Московском Кремле. До 1925 года слева и справа от них находились часовни. Левая носила название Великого Совета Откровение, или Смоленская, а правая — Великого Совета Ангел, или Спасская. Первый раз их разрушили во время Отечественной войны 1812 года, но потом часовни были отстроены заново. Настоятели часовен должны были заботиться о неугасимой лампаде у надвратной иконы Спаса Смоленского.