Опрос

22 мая 1856 года день основания Третьяковской галереи. А Вы знаете, какую картину Петр Третьяков не захотел покупать для галереи?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Первые театры маэстро Станиславского

Директор Музея МХАТ Софья Грачева держит венецианское зеркало из экспозиции «Станиславский. Начало». Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»

К 160-летию Константина Станиславского в Зеленом фойе МХТ им. Чехова открылась выставка «Станиславский. Начало». Целью кураторов было показать, этап становления актера и режиссера, автора всемирно известной методики работы актера над собой.

Выставка проходит в здании МХТ им. Чехова в Камергерском. Попасть в Зеленое фойе можно через вход, украшенный горельефом Анны Голубкиной. Это тоже примечательно, ведь современница Станиславского была одним из лучших ваятелей своего времени. Еще одно напоминание, что с Художественным театром были связаны самые главные имена эпохи модерна (начало ХХ века. — «МЦ»).

В зале нас встретила Софья Грачева, директор Музея МХАТ.

— Нам хотелось показать истоки формирования личности Станиславского — как этот человек стал настолько знаковой фигурой для всего мирового театра, как именно он создал систему актерской работы, признанную во всем мире, — подчеркнула Софья Михайловна.

На фото режиссер Константин Станиславский. Фото: ТАСС

Век купцов и меценатов

Константин Станиславский происходит из семьи миллионеров.

Семья его отца, купца Сергея Алексеева, входила в число богатейших и наиболее образованных семей Москвы. Они оказали влияние на культуру страны, наравне в купеческими династиями Щукиных, Морозовых и Мамонтовых.

Родителей будущего режиссера связывала нежнейшая любовь.

Несмотря на то что были они старообрядцами и детей воспитывали в нравственной и духовной строгости, все отпрыски Алексеевых были окружены теплой заботой. Семья притом была отнюдь не малочисленна: у маленького Кости было девять братьев и сестер. Всей семьей Алексеевы выезжали в оперу и цирк, и Костя (тогда еще Алексеев, театральный псевдоним Станиславский он возьмет только в 1885 году. — «МЦ») был заворожен театральным миром, который потом ему будет суждено изменить.

О счастливом детстве посетителям на выставке напомнят семейные фото. Здесь представлены портреты всех братьев и сестер — раскрашенные в фотоателье снимки, сделанные в 70-е годы XIX века.

— Семья Алексеевых входила в плеяду известнейших меценатов того времени, со всей страстью увлеченных искусством, — говорит Грачева.

В 1869 году, когда Косте Алексееву было всего шесть, его отец приобрел имение Любимовка (Пушкинский район Московской области. — «МЦ»). В этой усадьбе прошло детство Станиславского.

В экспозиции можно увидеть стулья и столик, когда-то дополнявшие уютную обстановку поместья. Впервые посетители смогут увидеть план усадьбы с наполненным и нежностью и теплотой описаниями всех построек, которые сочинили обитатели Любимовки.

В семье Алексеевых и взрослые, и дети с увлечением ставили домашние спектакли.

— Известно, что в Любимовке их игра была серьезна, а театр был действительно как настоящий. Сцена с занавесом и декорациями, нарисованные би- леты и специальные домашние деньги, на которые можно было приобрести их, — с улыбкой рассказывает Софья Михайловна. — Организацией всего театрального процесса занимался Костя, и уже тогда был виден в нем будущий талант.

Во флигеле, где располагался домашний театр, были даже специальные гримерные комнаты, помещение для хранения реквизита, костюмерные. Но любящие родители не скупились на детские увлечения и с удовольствием участвовали в их забавах и сами.

О детском мире в Любимовке напоминает маленький стульчик, украшенный искусной резьбой, и наброшенный на него плащ — в нем юный Константин Станиславский играл атамана в домашнем спектакле «Камарго» в 1884 году. Домашний театр в Любимовке условно назван «Алексеевским кружком», но вскоре этого масштаба Станиславскому становится мало…

Портрет Павла Алексеева, младшего брата Станиславского 1877 года. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
Портрет Павла Алексеева, младшего брата Станиславского 1877 года. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»

От семейного — к профессиональному

Общество искусства и литературы станет первым театром, который организовал Константин Станиславский на собственные деньги, заработанные на золотоканительном заводе.

— Московское общество литературы и искусства — шаг к профессиональному театру, — рассказывает Софья Грачева. — Здесь уже был отбор, и вcтупить в это объединение было не так уж просто. В нем участвовали режиссеры, художники, композиторы...

В разделе выставки, посвященном этому этапу жизни Станиславского, внимание сразу приковывают костюмы.

В витрине представлены одеяния Дездемоны и Отелло: из- ящное женское платье с золотой вышивкой, роба, в которой ревнивого мавра играл сам Станиславский, и его же бархатный плащ. Сохранность всех нарядов великолепна — их хранил сам Константин Сергеевич, перенося памятные вещи в сундуках из дома в дом. Костюмы первых спектаклей практически не выставлялись, и у москвичей теперь будет возможность увидеть их. Особое внимание стоит обратить на реквизит — кувшины и кубки не бутафорские. Их привез Станиславский из поездки в Венецию. Изукрашенное бисером венецианское зеркало тоже было привезено режиссером из путешествия.

В витринах представлены миниатюрные макеты к спектаклям, созданные самим режиссером! В макете для постановки «Польский еврей» 1896 года удивительно детализированно Станиславский продумал конструкции театральной декорации и подписал их своей рукой.

Акцент выставки, конечно, сделан на становлении мастера, его детстве, юношестве, молодости... Но, говоря о Станиславском, невозможно обойти тему создания Художественного театра. Встретившись в 1897 году в ресторане «Славянский базар» с Владимиром НемировичемДанченко, они обсуждали концепцию нового театра целых 18 часов! В основу идей тогда лег опыт, полученный Станиславским и в Любимовке, и в Московском обществе искусства и литературы.

О его колоссальном вкладе в развитие театрального дела напоминает и афиша спектакля «Чайка». Именно в тот момент, когда Художественный театр нашел собственного драматурга — Антона Чехова, — он стал абсолютной вершиной и показал уровень качества, на которые ориентировались и современники, и потомки. Поэтому все пространство выставки украшают силуэты чаек как символ незримых душ великих деятелей искусств, которые навечно вписали свои имена в книгу истории и стали путеводными звездами для тех, кто продолжает их дело в наши дни.

Новости партнеров