История публичных пространств в ЦАО, или Как изменился центр Москвы за последние десятилетия
Сегодня исполняется 33 года с момента основания территориальной единицы в сердце Москвы — Центрального административного округа. Хотя центр города в общем понимании у горожан был всегда, но официально центрального округа долгое время не существовало. С момента основания ЦАО в 1991 году город сильно преобразился, появились новые городские пространства, кварталы, парки.
В советское время Москва делилась только на районы. Более того, руководство Коммунистической партии Советского Союза видело центр города скорее как материал для постройки грандиозных сооружений, вроде Дворца Советов. Благодаря этому в центре города появились красивые станции метрополитена. После распада СССР из-за возникшего в стране хаоса не осталось времени и финансов на решение архитектурных проблем. Ряд важных культурных пространств столицы сильно изменились со временем. Многие из них в начале 2000-х годов оказались в достаточно неприглядном виде, при этом работы в центре Москвы не прекращались никогда.
«Зарядье» как законодатель моды
В столице часто что-то строят, обновляют, реставрируют и приводят в порядок. Постепенно Москва начала больше обращать внимание на развитие культурной инфраструктуры. В 2010-е годы она стала активно прогрессировать. Член Межрегиональной общественной организации «Союз краеведов» Александр Спивак называет наиболее крупным изменением в центре Москвы — парк «Зарядье», который открыли в 2017 году.
Ранее на его месте находилась гостиница «Россия», которую закрыли в 2006 году. В течение последующих пяти лет проводили демонтаж здания.
— Идея создать парк рядом с Московским Кремлем принадлежала Президенту Российской Федерации Владимиру Путину. Новое городское культурное пространство смогло задать стиль дальнейшим преобразованиям столицы.
Рядом с Кремлем создали место, где есть много зелени, постоянно происходит что-то в области культуры или спорта, где для москвичей доступно множество маршрутов. Там сочетается естественное и искусственное. Решения архитекторов проекта Петра Кудрявцева, Чарльза Ренфро, Мэри Маргарет Джонсон и Надира Абдессемеда позволили создать уникальный и современный объект. Их же решили применять и в других местах города. Так, архитектор Антон Бондаренко возвел «мини-Зарядье» на многострадальной от постоянных строек Павелецкой площади.
— На моей памяти провели около семи конкурсов на застройку территории Павелецкой площади. Предлагались разные варианты, но многие из них крутились вокруг идеи сделать здание с четырьмя-пятью этажами наверху и двумя этажами внизу. Еще с 2002 года строительные леса начали доминировать над красивой площадью. И проект не двигался с места, пока не было принято решение сделать такое «Зарядье» формата лайт. О парке у Кремля на Павелецкой площади напоминают многоуровневые ландшафты. На более мелком уровне — светящиеся качели-бублики. Несмотря на то, что было создано красивое публичное пространство, были и проблемы. Так, два года назад к Павелецкому вокзалу с трудом пропускали такси. Приходилось идти на Кожевническую улицу. Но насколько мне известно, сейчас с такси дела обстоят лучше.
Модные, доступные для москвичей публичные пространства стали появляться и в других районах Москвы. Обновления пришли и в парковую классику города — Центральный парк культуры и отдыха имени Максима Горького.
От парка до парка
Парк Горького изначально построили в 1920-е годы как крупную городскую территорию, в которой москвичей ожидала большая зона развлечений: площадки для танцев, спорта, просмотра театральных постановок и кино, читальни. Но с конца 1980-х годов ввиду политической нестабильности парку уделялось все меньше внимания. И после распада Советского Союза многое сильно изменилось в городском пространстве. Экскурсовод Татьяна Ефремова даже сказала, что старалась обходить парк стороной под самый конец XIX и самое начало XX веков.
— Парк Горького находился в плачевном состоянии как на протяжении всех 1990-х годов, так и на протяжении большей части 2000-х годов. Вследствие отсутствия финансирования все постепенно начало зарастать, от скульптур оставались одни железные арматуры. Никаких крупных мероприятий для жителей города там не проводили. А часть экспонатов смотрелась просто не к месту. Например, макет орбитального корабля «Буран», который в 2015 году убрали на территорию ВДНХ. Но с начала 2010-х годов в столице начались активные кадровые изменения. В 2010 году мэром Москвы стал Сергей Собянин, а в 2011 году во главе Парка Горького встал новый директор Сергей Капков. Новое руководство начало активно проводить масштабные реставрационные работы. С приходом новых лиц началось проведение масштабных реставрационных работ. Парк должны были не просто привести в порядок, но и превратить в один из центров городской жизни. Началось привлечение инвестиций и креативных пространств.
На территории парка расположились музей современного искусства «Гараж», площадки для занятий современными видами спорта, лектории, павильоны и прогулочные зоны.
Татьяна Ефремова отметила, что несмотря на проведение полной модернизации руководство парка не забыло про советское наследие культового московского пространства. Так, в 2015 году завершили реконструкцию арки главного входа, в 2018-м — циркумференций — павильонам по бокам главного входа.
— То, что получилось в парке, нравится жителям Москвы. Убеждает меня в этом одно наблюдение. Зимой, когда я была рядом с парком, я увидела большое количество людей, которые в сильнейшие морозы готовы были стоять в очереди на вход на каток.
Еще одним шагом для развития парка стало то, что к нему присоединили Нескучный сад и часть территории Воробьевых гор в 2013 году. В 2015 году парк искусств «Музеон» также стал частью Парка Горького. На данный момент территория около Пушкинской и Крымской набережных является одной из главных развлекательных зон Москвы.
Город в городе
Идею создать тематические зоны в столице стремятся реализовать уже не первый год. Правительство Российской Федерации выделило средства на возведение в городе музейного квартала на базе Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Так, большую территорию от станции метро «Кропоткинская» до Боровицкой площади должны преобразовать к 2027 году в более удобное для пешеходов пространство, в котором можно будет заняться музейно-просветительской деятельностью. Различные общественные зоны, картинные галереи, здания бывших усадеб преобразуют под одну концепцию.
Еще один музейный квартал решили сделать на основе Государственного центрального театрального музея имени Алексея Бахрушина. Он должен стать центром театральной жизни Москвы, где можно будет узнать историю этой культурной индустрии. Для этого проводятся работы по реставрации усадьбы XVII века, каретного сарая, здания медсанчасти 1935 года постройки. До 2015 года на месте музея находилась макаронная фабрика, также построенная в 1930-е годы. Все объекты объединит художественная концепция, основанная на театральной сценографии.
В Москве можно наблюдать интерес властей и руководств крупных культурных институций к проектам тематических кварталов. Если они увенчаются успехом, то есть возможность создать «городки» на основе культовых для города кинотеатров, библиотек или галерей.
По мнению Александра Спивака, для реализации таких идей город может воспользоваться территориями старых промышленных зон.
— При желании можно создать любые кварталы. Но необходимо помнить, что в промзонах есть историческая застройка, которую нужно сохранить для сохранения истории.
Сохранение памяти
С 2012 года власти города проводят в Москве программу «1 рубль за квадратный метр в год», направленную на сохранение культурного наследия столицы. Исторические здания, нуждающиеся в ремонте, отдают в аренду инвесторам на 49 лет, предоставляя льготные условия: рубль за квадратный метр в год. Это не только позволяет привлекать новое финансирование в столицу, но и сохраняет историю для нас и наших потомков.
В программу уже были включены дом скульптора Николая Андреева, главный дом конторы Фряновской шерстопрядильной мануфактуры и бывший больничный корпус Мясницкого отделения чернорабочей больницы.
Центр Москвы тем и уникален, что хранит в себе более чем в 877-летнюю историю города. Идя по улицам ЦАО, можно увидеть здания Пушкинской эпохи и представить теплую атмосферу купеческой Москвы на улицах Замоскворечья и Таганского района. А можно пройтись мимо пяти сталинских высоток и ощутить грандиозность советских проектов. А потом прийти к Кремлю и увидеть современные инклюзивные постройки, в которых приятно не просто гулять, но и заняться чем-то интересным.