Опрос

1 октября 1924 года в подвальном этаже дома 10 в Большом Гнездниковском переулке открыли театр. Как он называется сейчас?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Александр Роу. Волшебник XX века

Александр Роу. Фото: kinopoisk.ru

На его сказках выросло не одно поколение. И как бы ни были совершенны технологии, после Роу никто ничего подобного не снимал. И секрет обаяния его фильмов не разгадан.

Саша Роу появился на свет в скромном городе Юрьевце. Его отец приехал в Россию из Ирландии — Артур Роу собирался налаживать мукомольное производство в Сергиевом Посаде. Тут он встретил Юлию, гречанку Эйли Кэраджордж, рожденную вроде бы в Одессе. Любовь была страстной, но недолгой: Артур оставил жену и сына в России, а сам ездил по Европе (работал в Англии и Ирландии), а потом жил в Канаде и умер там в 50-х годах. Так что детство Саши Роу было вовсе не сказочным: переехав с тяжело болеющей мамой в Сергиев Посад, он с малолетства торговал на рынке спичками и другими изделиями кустарей, и при этом старательно учился. К революции 1917 года он успел окончить семилетку и скопить денег на дальнейшую учебу. Мама посоветовала поступать в промышленно-экономический теникум, он послушался. Удивительно другое: выросший в нищете, познав голод, он тянулся не к материальным благам, а мечтал заниматься искусством. В 1921 году он вступил в труппу агиттеатра «Синяя блуза»: моложые задорные ребяьта устраивали представления прямо на площадях. А потом этот «внутренний зов» победил окончательно: он стал студентом киношколы Бориса Чайковского, а после ее окончания еще три года учился в Драматическом техникуме имени Ермоловой.

В год окончания киношколы он устроился на киностудию «Межрабпомфильм» помощником и ассистентом реждиссера. Его поразил Чков Протазанов - он помогал мастеру работать над каринами «Марионетки» и «Бесприданница». Кино стало его страстью.

С 1937 года Роу стал режиссером киностудии «Союздетфильм» (позже — киностудии имени Максима Горького), и стал одним из немногих отечественных режиссеров, посвятивших всю свою творческую жизнь созданию фильмов-сказок.

В 1938 году Александр Роу снимает свой первый художественный фильм «По щучьему веленью». После фильмов выдающегося режиссера немого кино Владислава Старевича, Роу первым в мире снял в киносказке реальных актеров! Александр Роу вошел в историю кино, как режиссер, открывший миру киножанр волшебной сказки. Стивен Спилберг и Джордж Лукас отдали должное мастерству Александра Роу. Спилберг так отозвался о творчестве мастера: «Сказки Роу – самостоятельное культурное явление, которое никому повторить не удалось!»
На «Союздетфильме» Роу приступил к постановке киносказки «По щучьему велению». До него чудеса на экране осуществлялись с помощью рисованной или кукольной мультипликации, и именно Роу первым доверил волшебный сюжет разыграть реальным актерам. В этой картине впервые в истории советского кино заговорили животные, и этот прием очень понравился зрителям.

Роу, как и другой корифей жанра киносказки Александр Птушко, начинал работать в непростые для киносказки времена. Гонение на жанр шло с 1920-х годов вплоть до конца 1930-х годов. После фильма «По щучьему веленью» Роу указали, что его перевод устного народного творчества в киноряд слишком легковесен, и настоятельно порекомендовав добавить фильмам патетики и пафоса.

Позже, получив признание, выступая перед студентами, он любил вспоминать, как снимая «По щучьему велению», «прошляпил» зимнюю натуру: готовились, готовились, – а когда приготовились, снег взял, да и растаял. Пришлось на ходу придумать фокус в стиле «Синей блузы». «Обернись, зима лютая, летом красным!» – говорит один из героев, – и вот уже потекли ручейки, выглянуло солнышко, а сценарная неувязка устранена с помощью волшебства в сказке.

В 1940 году Роу снял фильм «Василиса Прекрасная», где в роли русского сказочного богатыря впервые снялсяСергей Столяров, а в роли Бабы Яги — Георгий Милляр. Их дуэт позже снялся и в другой сказке Роу — в фильме «Кощей Бессмертный».

Роу пытался расширить жанровые возможности фильма-сказки, и в результате «Василиса Прекрасная» была выстроена по законам лирической драмы. Во время съемок «Василисы Прекрасной» Роу обратился к землякам-умельцам в загорских мастерских игрушек, и те изготовили макет Змея Горыныча 11 метров длиной и 5 метров высотой, внутри которого размещалось 20 человек. На съемках лошадь Ивана отказалась приближаться к Змею — настолько тот был страшен.

Когда в 1944 году на экраны вышел новый фильм Роу «Кощей Бессмертный», образ вселенского зла русских сказок – людоед Кащей вдруг приобрел явные черты злобного беса ранней готики. Эта художественная игра в те годы считывалась самым простым зрителем: Кащей – враг, немец, фашист. Хотя в 1970-х годах острословы из ВГИКа иногда поговаривали, что это закамуфлированная пародия на «Александра Невского». Что, конечно, не имело ничего общего с реальностью. И тем не менее сопоставление имен Роу и Эйзенштейна характерно.
Несмотря на триумф «Кощея Бессмертного», Роу отлучили от сказок почти на 10 лет. Стране было не до «легкомысленного жанра», гремело «дело врачей», вышло знаменное постановление о журналах «Звезда» и «Ленинград». Режиссеру не позволили снимать сказку по пьесе Евгения Шварца «Царь Водокрут», и свой очередной замысел Роу смог осуществить только в 1959 году, когда многие мотивы неосуществленного фильма воплотились в «Марье-Искуснице».

До событий «Пражской весны» Роу успел снять свою самую сатирическую сказку – фильм по сценарию Николая Эрдмана и Александра Вольпина «Огонь, вода и медные трубы», но фильм пустили для показа третьим экраном, формально, впрочем, не запрещая.

Роу никогда не подсказывал артисту, как и что играть. Команду набирал сам и работал только с профессионалами. Он не щадил ни мастеров, ни дебютантов. «Василиса Прекрасная» снималась летом в очень жарком павильоне, и Милляру (Бабе Яге) пришлось 25 дублей подряд скатываться по желобу из печки. Случился ожог. А Инна Чурикова, блестяще дебютировавшая в роли Марфушеньки в «Морозко», вынуждена была вместо дефицитного яблока грызть луковицу. «Я это выяснила только на съемках, – вспоминает актриса. – И пришлось есть лук».

Сказка, считал Роу, неотделима от красоты. Александр Артурович на свою лекцию приносил гору африканских масок. Он был страстным путешественником, объехавшим со своими фильмами почти всю планету. Он побывал в 22 странах Африки, где больше всего интересовался самобытным народным творчеством.

От фильма к фильму у Роу совершенствовалась техническая сторона работы над сказками, увеличивалось количество спецэффектов, огромное внимание уделялось гриму и декорациям. Из-за этого на Роу частенько обижались актеры, которым он крайне сухо объяснял задачу: «Снимаем сцену похищения младенца» — и все. А на их недоуменные возгласы отвечал: «Вы все должны знать лучше меня, вы же получали актерское образование». Но у него был свой постоянный набор актеров, среди которых он старался распределить основных персонажей. Милляр иногда играл и по три роли в одном фильме.

Инна Чурикова работала с Роу над фильмом «Морозко». Она рассказывала об Александре Роу: «Я думала просто попробоваться. Сказка мне безумно нравилась, сценарий нравился. Мне нравился Александр Артурович — он был такой огромный, большой, строгий и в то же время очень похожий на ребенка. «Морозко» была моя первая картина, и я с удовольствием делала все, что он просил.

Я даже в болоте у него тонула с восторгом и на снегу сидела, и с азартом ела лук вместо яблок – потому что он так требовал. У Роу была душа ребенка, и на его съемках все было волшебно: люди, придумывавшие необыкновенные фокусы, умные хрюшки, пни, которые расцветали. Но этот сказочный мир сам режиссер очень тщательно выстраивал».

Фильм «Морозко» принес Роу в 1965 году Гран-при Международного фестиваля для детей и юношества в Венеции, а в 1968 году Александру Роу было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР.

Когда в 1970-е годы из СССР эмигрировал актер Олег Видов, одним из видов его новой деятельности за рубежом стала популяризация в США советских мультфильмов и киносказок, среди которых было много работ Роу. «В Соединенных Штатах их сейчас продублировали, они идут в кино, их часто показывают по телевизору, – рассказывал директор музея кино Наум Клейман. – Конечно, их снабдили современными голливудскими спецэффектами, и теперь наши «Марья-искусница» и «Морозко» очень любимы всей американской детворой.
Александра Роу называют первым киносказочником страны (рядом можно поставить имена Александра Птушко и Надежды Кошеверовой).

«Как дрожишь?! Дрожи передо мной отчетливей!»

Не было в советских НИИ программиста, который не расхохотался бы, услышав от коллеги, составившего удачную программу, гордое: «кваква-квалификация!» – и вспомнив, как уморительно выговаривал это слово министр Квак в исполнении Георгия Милляра.

Сколько их еще, крылатых фраз Роу? «Сгинь, инфекция!», «Не люблю я его… Он интеллигент…», «Помоги мне, Кривда-Бабушка» или знаменитое «Не прынцесса – королевна!»… А «Ах я, дурень старой, голова с дырой» или «Не был бы Иван невежей, не ходил бы с мордой медвежьей»?

Оператор комбинированных съемок Леонид Акимов рассказывал о Роу: «В газете «Известия» появилось объявление: «Разыскивается наследник Роу». Его же отец был ирландец. Есть такой отдел при Министерстве иностранных дел, где ищут наследников. Он пошел туда. В общем, от всего наследства Александр Роу умер 28 декабря 1973 года в Москве. Похоронен великий режиссёр в Москве на Бабушкинском кладбище. После его смерти по написанному им сценарию Геннадием Васильевым был снят в 1975 году фильм «Финист — Ясный Сокол».
Светлана Анатольевна списалась с родственниками Александра Роу, которые живут в ирландском городе Уэксфорд. Два года назад по приглашению в Россию прибыл двоюродный брат режиссера Дэвид Нельсон со своей супругой Вероникой и внучатой племянницей Джейн. Вот впечатление самого Дэвида о поездке: «Тот опыт, который мы приобрели за эту поездку, - один из самых невероятных в нашей жизни. Теплота приема, энтузиазм и любовь к нашему выдающемуся двоюродному брату оставили глубокое и неизгладимое впечатление».

Вдохновленные путешествием, ирландцы организовали в Уэксфорде показ фильмов Александра Роу. Обе стороны желают сотрудничать и в дальнейшем по разнообразным направлениям. В частности, проводить в Ирландии постоянные фестивали киносказок, договориться о том, чтобы Юрьевец и Уэксфорд стали городами-побратимами, организовать международный центр изучения наследия уникального режиссера. Уже началась работа над двуязычным сайтом о жизни и творчестве Александра Роу.

Да, он довольно часто об этом говорил, особенно когда получил наследство от своего ирландского деда в 60-х годах. Тогда по всей Москве шел слух – уж не знаю, откуда он взялся! – что ему досталась пароходная линия Лондон – Ливерпуль, состоящая из двух пароходов, и… публичный дом. У Александра Артуровича всегда было хорошо с юмором, и, когда ему об этой сплетне рассказал один из операторов, он ответил, что, мол, да, так все и есть. Мол, получил наследство и теперь брошу кино. Чего мне им заниматься, когда есть пароходная линия и публичный дом? После того, как это было сказано на «Мосфильме», слух разнесся по всей Москве! Но он не пытался его как-то пресечь. А подлинная правда ситуации была в том, что ему досталось 300 фунтов, за которые он купил себе пальто или плащ и фотоаппарат – на это ушло его мифическое ирландское наследство…

Александр Артурович Роу жил в небольшой уютной квартире. Он любил свой дом, который вместе со своей женой и другом Еленой Роу сделал поистине сказочным. Эта небольшая квартира отражала и характер и образ жизни художника. В передней прямо во всю стену была нарисована береза. Закругленные своды дверей напоминали вход в старинные русские хоромы. Библиотека со сказками всех времен и народов говорила об увлечении ее владельца. На стенах, на многочисленных полках красовались огромная коллекция игрушек, привезенных им самим и его друзьями со всех концов земли, и главная гордость Роу — множество африканских масок и скульптурных изображений.

Роу был не только художником-сказочником, но и страстным путешественником. Со своими фильмами он объездил множество стран.

Когда Роу был уже болен и жена упрекнула его, что здоровье, он ответил: «Ради того, чтобы увидеть то, что я видел, не страшно и умереть».

Почему он оставил жену Эйли и сына Сашу в России, до сих пор неясно. Он работал в Англии, Ирландии, затем уехал в Канаду, жил в Торонто, там он и умер в 50-е годы прошлого века. В 1950 году умерла в России и его жена, мать А.А.Роу, Эйли Кэраджордж (в России ее звали Юлия). Александр Роу был женат на актрисе Ирине Зарубиной. В 1940 году у них родилась дочь Татьяна. В настоящее время в Москве живет внук режиссера Алексей Рыбников.

Лучшие фильмы Александра Роу

«По щучьему веленью» (1938)
«Василиса Прекрасная» (1939)
«Конёк-Горбунок» (1941)
«Кащей Бессмертный» (1944)
«Майская ночь, или Утопленница» (1952)
«Марья-искусница» (1959)
«Вечера на хуторе близ Диканьки» (1961)
«Королевство кривых зеркал» (1963)
«Морозко» (1965)
«Огонь, вода и… медные трубы» (1968)
«Варвара-краса, длинная коса» (1969)
«Финист — Ясный Сокол»

Новости партнеров