Опрос

14 мая 1896 года состоялась последняя коронация императора Николая II и его супруги Александры Федоровны. А Вы знаете, где сейчас находится Большая императорская корона?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Дата дня: 64 года назад был открыт Волго-Донской канал

Вид на Красноармейский район Волгограда из вертолёта. Виден Волго-Донской канал, первый шлюз с аркой. Фото: Википедия
Вид на Красноармейский район Волгограда из вертолёта. Виден Волго-Донской канал, первый шлюз с аркой. Фото: Википедия
Вид на Красноармейский район Волгограда из вертолёта. Виден Волго-Донской канал, первый шлюз с аркой. Фото: Википедия
Вид на Красноармейский район Волгограда из вертолёта. Виден Волго-Донской канал, первый шлюз с аркой. Фото: Википедия

27 июля 1952 года официально открылся Волго-Донского канал - в месте максимального сближения Волги и Дона, вблизи Волгограда.

Первую попытку исправить «ошибки природы» и соединить Волгу и Дон в месте их наибольшего сближения историки относят к середине 16 века. В 1569 году турецкий султан Селим II направил 22 тысячи солдат вверх по Дону с целью прорыть канал между двумя реками. Однако попытка не увенчалась успехом и всего спустя месяц турки отступили, заявив, что «даже всем турецким народом тут и за 100 лет ничего не сделать».

В конце 17 века строить судоходный канал взялся царь Петр I. По его поручению канал должны были прорыть между притоками Волги и Дона - Камышинкой и Иловлей. Работы начались в 1697 году, однако в 1701 году из-за Северной войны со Швецией были приостановлены. До 1917 года года появилось более 30 проектов соединения Волги с Доном, но ни один из них так и не был реализован. В 1920 году по плану Государственной электрификации России (ГОЭЛРО) правительство страны вновь вернулось к вопросу создания канала. К середине 1930-х годов был создан проект строительства, но и его помешала воплотить Великая Отечественная война. Работы возобновились в 1943 году, сразу после окончания Сталинградской битвы.

Ответственным на участке был опытный строитель и гидротехник Сергей Жук, руководивший строительством Беломоро-Балтийского канала и канала Москва-Волга. В феврале 1948 года начались первые земельные работы. В строительстве принимало участие около 700 тысяч вольнонаемных рабочих, порядка 100 тысяч военнопленных немцев и свыше 100 тысяч советских заключенных. В основном, это были осужденные за мелкие хищения, хулиганство и мошенничество, но были и рецидивисты, и политзаключенные. За участие в работах полагалось досрочное освобождение. Канал был закончен всего за 4,5 года.

31 мая 1952 года в 13 часов 55 минут между 1-м и 2-м шлюзами слились воды Волги и Дона. С 1 июня по каналу уже началось движение судов. Официальное открытие Волго-Донского судоходного канала, который соединил Волгу у Волгограда с Доном у города Калач-на-Дону, состоялось 27 июля 1952 года, когда ему было присвоено имя Ленина. К открытию канала поэму «Встреча Волги с Доном» для симфонического оркестра написал композитор Сергей Прокофьев.

Канал имеет общую протяженность в 101 километр, для преодоления всего этого пути из Волги в Дон суда проходят 13 шлюзов. Сегодня средняя продолжительность навигации на Волго-Донском канале составляет примерно 211 суток. Пропускная способность канала оценивается в 16,5 миллионов тонн грузов в год.

КСТАТИ

В начале 18 века под Санкт-Петербургом был открыт Староладожский канал, ставший крупнейшим гидротехническим сооружением Европы для своего времени.

Новости партнеров