Опрос

25 апреля отмечается Всемирный день пингвинов. А вы знаете, какой из проживающих в Московском зоопарке, занесен к Международную Красную книгу?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Хозяин скандальной галереи

Например, в «Розовой» гостиной находились работы Анри Матисса
Полотна Щукин размещал в залах особняка.. Например, в «Розовой» гостиной находились работы Анри Матисса. Фото: PASTVU.COM
Полотна Щукин размещал в залах особняка.. Например, в «Розовой» гостиной находились работы Анри Матисса. Фото: PASTVU.COM
Полотна Щукин размещал в залах особняка.. Например, в «Розовой» гостиной находились работы Анри Матисса. Фото: PASTVU.COM

Масштабная выставка «Щукин. Биография коллекции» откроется в ГМИИ имени Пушкина (Хамовники) 19 июня. Она посвящена знаменитому купцу — собирателю искусства Сергею Ивановичу Щукину (1854–1936).

К выставке подготовлены образовательная программа и маршрут «Щукинская Москва» для мобильного приложения «Узнай Москву». Центральное место в нем займет, разумеется, дом № 8 в Большом Знаменском переулке — особняк Сергея Щукина, который тот превратил в самую скандальную картинную галерею начала ХХ века.

По заказу Щукина Матисс в 1910 году написал картину «Танец»
По заказу Щукина Матисс в 1910 году написал картину «Танец»

Пятна на полотнах

В этот дом однажды зашел Илья Репин и, взглянув на лестницу, развернулся и бросился прочь.

А преподаватели Московского училища живописи заклинали студентов обходить особняк стороной. Еще бы! Другие коллекционеры собирали «нормальные», понятные всем картины.

А Щукину подавай французов-экспериментаторов: Моне, Ренуара, Матисса, Пикассо. Многие отказывались видеть в их полотнах нечто большее, чем нагромождение ярких пятен. Но диковинные вкусы московского купца могли диктоваться его фамильной профессией, связанной с… яркими пятнами.

— Сергей Иванович Щукин, глава фирмы по торговле текстилем, не только сам подбирал ассортимент материй, но и лично просматривал рисунки и расцветки тканей, — говорит его биограф Наталья Семенова. —  Это не могло не выработать у собирателя профессионального отношения к колориту, рисунку, декоративности.

3 мая 2018 года. Дом Сергея Щукина в Большом Знаменском в наши дни принадлежит Минобороны. Фото: Наталия Нечаева, «Вечерняя Москва»
3 мая 2018 года. Дом Сергея Щукина в Большом Знаменском в наши дни принадлежит Минобороны. Фото: Наталия Нечаева, «Вечерняя Москва»

Фиговый листок для мэтра  

За 16 лет, с 1898 по 1914 год, Сергей Щукин приобрел 256 картин французских авангардистов.

Постепенно все стены в особняке в Знаменском оказались увешаны ими в два, а то и в три ряда, рама к раме. В музыкальном салоне главенствовали полотна Клода Моне, в парадной столовой — 16 картин Гогена. А на самых важных местах висели работы Анри Матисса. Два панно «Танец» и «Музыка», созданные по заказу Щукина, красовались на парадной лестнице. Это они ужаснули традиционалиста Репина.

Впрочем, Матиссу, посетившему осенью 1911 года своего московского благодетеля, тоже было чем возмутиться. Нет, не тем, что на панно «Музыка» Щукин собственноручно пририсовал голому флейтисту фиговый листочек. Мэтра оскорбило то, что его картины были развешаны по разным комнатам, под сильным наклоном, под стеклом, как полотна старых мастеров.

Есть и портрет самого Щукина кисти Кристиана Крона, выполненный в 1916 году. ARCHIVES.LESECHOS.FR
Есть и портрет самого Щукина кисти Кристиана Крона, выполненный в 1916 году. ARCHIVES.LESECHOS.FR

Экскурсовод в переднике

В 1910 году Сергей Щукин разрешил всем желающим доступ в свой особняк по воскресеньям, с 11:00 до 14:00. В отсутствие хозяина экскурсию могла провести горничная. Особенно полезной галерея оказалась молодым художникам.

— Можно без преувеличения сказать, что генерация русских авангардистов «вылупилась» в нарядном московском дворце, — заявляет Семенова.   Еще в 1907 году Сергей Щукин написал завещание: после его смерти коллекцию должны передать в Третьяковскую галерею. Но в 1918 году собрание национализировали, Щукин эмигрировал. В 1919 году в особняке Щукина открылся Первый музей новой западной живописи.

Позже его перевели, соединили с коллекцией Ивана Морозова.

А в 1948 году ликвидировали.

Коллекции поделили между собою ГМИИ имени Пушкина и Эрмитаж. Так что увидеть цельное собрание Щукина можно только на крупных совместных выставках — вроде той, что открывается на Волхонке.

Новости партнеров