Когда-то город просыпался под рычание «жужиков» и фырканье «лупоглазых»
Предлагаем вашему вниманию еще одну новую рубрику — «Сделано в Союзе». Помните, бобинные магнтитофоны, а хрусталь в польских стенках... Хорошее было время, настроенческое. О том, что создавало нам в те годы настроение, которого так не хватает сегодня, мы и будем писать в новой рубрике. И начинаем с «Запорожца».
...Как только его не называли! «Букашка», потом — «горбатый». В конце 80-х — «горби». А еще были «лупоглазый», «мыльница», «жужик», «запор», «зазик», «малыш» и т.п. Да, и это все о нем — об автомобильчике ЗАЗ-965. Который впервые появился на дорогах Москвы 55 лет назад. Казалось бы — при чем тут «запорожец», если речь о Москве? Не спешите, не так все просто! В 50-е возникла нужда в «бюджетном» авто — дешевле и «москвича», и «Волги». Над решением задачи бились инженеры Московского завода малолитражных автомобилей (МЗМА, будущий АЗЛК) и НАМИ.
Конструкторы рассмотрели массу западных моделей — от послевоенного «Мессершмита» до «Изетты» от «БМВ». А прообразом будущего «горби» стал итальянский «Фиат-600». В салоне даже не было обивки, а приборная панель ограничивалась спидометром. Хотя машину разработали и «поставили» на колеса в Москве, щедрый Никита Сергеевич Хрущев определил местом ее производства Запорожье.
Стоил ЗАЗ-965после денежной реформы 1800 руб лей.
В народе говорили, что «запорожец» — эквивалент 1000 бутылок водки. Или 20 зарплат.
В 60-е годы редкий московский дворик обходился без трескучего «запора». С понедельника по пятницу он, разводя голубой дымок смеси бензина с моторным маслом, развозил владельцев по делам, а в выходные уже владельцы залезали под «горбатого» и, окруженные толпой пацанов, возились с мотором или сцеплением.
Хотя при умелых руках ЗАЗ965 был машиной неубиваемой. Например, москвич Владимир Мирошников проехал на своем «жужике» полмиллиона (!) километров.
— Иногда не верят, что мой «запорожец» пробежал больше 500 тысяч километров, — говорит он. — Но это действительно так. Купил я его в 1968 году. С той поры сохранились не только номера агрегатов, но и они сами без каких-либо серьезных ремонтов.
Другие свежие материалы читайте в полной PDF-версии газеты "Москва. Центр".