Опрос

30 октября 1990 года в Тверском районе на Лубянской площади установили Соловецкий камень в память о жертвах политических репрессий. Кто является архитектором объекта?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Любимый сын столичного Арбата

Народный артист СССР, актер театра и кино, общественный деятель Василий Семенович Лановой. Фото: Владимир Смоляков
Народный артист СССР, актер театра и кино, общественный деятель Василий Семенович Лановой. Фото: Владимир Смоляков
Народный артист СССР, актер театра и кино, общественный деятель Василий Семенович Лановой. Фото: Владимир Смоляков
Народный артист СССР, актер театра и кино, общественный деятель Василий Семенович Лановой. Фото: Владимир Смоляков

В столице простились с народным артистом Василием Семеновичем Лановым. Его похоронили на Новодевичьем кладбище в первый день февраля. Было холодно и ветрено, но людей пришло невероятно много. Да они и не могли не прийти...

Это сложный вопрос — прощание. Пройти через последнюю встречу невыносимо трудно. Среди тех, кто пришел в тот день к Театру имени Вахтангова, не было ни одного человека, который увидел в этом лишь ритуал. Люди пришли с болью, чтобы поклониться человеку, который служил этому театру всю жизнь, кто выходил тысячи километров по Арбату и столичному центру, кто подарил нам столько радости творчеством. Конечно, горе близких огромно. Но уход Ланового очень многие восприняли как личную драму. Потому что он был особенным человеком. Для этих переулков. Для старой Москвы. И в сердцах горожан занимал особое место.

Немного личного

...Почему-то запомнилось. Осень 1994 года. На Гоголевском бульваре — круговерть разноцветных листьев. Маленькая дочка шлепает по подсыхающим лужам. А от «Кропоткинской» в сторону Арбата быстро идет высокий стройный человек. Полы длинного плаща ветер рвет вверх, превращая в крылья. А по бульвару разлетается гордое и восхищенное: «Лановой!» И это правда он — удивительно, невозможно красивый.

Тем временем дочка теряет лист, он улетает вверх, лицо ее кривится от подкатывающих слез, и человек в плаще ловит беглеца на лету и возвращает «хозяйке» с улыбкой, продолжая спешный путь. В этом движении не было ни позерства, ни чего-то иного. Это шло от привычки помогать всем и всегда, чем можешь.

Опаленный войной

Для приветливого Василия Семеновича ненависть была чувством неорганичным и несвойственным. Но войну он ненавидел. Не понимал он и попыток перелицовывания истории, передергиваний. И остро не любил исторической забывчивости.

...Война вошла в жизнь семилетнего Васи, когда он с сестрами ехал под Одессу к родным. Родители посадили детей в поезд 20 июня 1941 года, а 22 июня бомбардировщики оглушали пассажиров поезда звуком моторов.

Позже пули из выпущенной по Васе очереди каким-то чудом не заденут его, но эпизод врежется в память и даст о себе знать заиканием, с которым Лановому придется бороться. Но вся боль войны и ее безжалостная ненасытность, требующая новых и новых жертв, станет для него главным врагом. Настолько, что он даже отказывался играть немецкого генерала в «Семнадцати мгновениях весны»! И не узнать точно, как именно Лиозновой удалось его переубедить...

Это в детстве сформированное отношение к фашизму и святое почитание наших героев были основополагающими для философии Василия Семеновича. И взглядов своих он не стеснялся, напротив: педалировал патриотические убеждения. Поэтому ветераны на него молились: он исподволь, скорее всего, и не задумываясь об этом, стал с годами рупором военного поколения.

Великий учитель

О том, что учиться у Ланового почетно, сказал бы любой артист театра. Но учил он своим примером не только молодых коллег или студентов, но и... зрителей. Судите сами: для жителей центра Вахтанговской театр был и остается той обожаемой всеми сценой. С прихода сюда начинается знакомство с театром у малышей. Для многих когда-то юных арбатских барышень, ныне вступивших в возраст обретения внуков, первой любовью был принц Калаф, влюбленный в Турандот. Взрослея, на «принца» (Ланового!) начинали ходить и далее. Чтобы однажды очнуться на спектакле «Посвящение Еве» от с трудом сдерживаемого крика и признать потом — нет, так играть нельзя, это невозможно. Так можно только... жить.

Образец чести

Наше время будто заточено на поиск неких пятен на биографиях артистов. Подробности личной жизни, жадный поиск чего-то такого, что оставит на светлом образе тень, пятнышко... Но вот «мундир» Василия Семеновича. Того, кого язык не поворачивается назвать секс-символом эпохи, но который им, несомненно, был. И ведь... Ничего! Ничего, ни пятна. Любовь, развод, новая любовь и трагическая гибель жены, переживания... Но все это — понятное, человеческое — никогда не меняло его сути: никакого самопиара или непотребного обнажения, никаких «желтых» откровений. И горько-ранний уход сына они с третьей супругой, Ириной Купченко, той, с которой он был счастлив много лет, переживали страшно тяжело, но вдвоем, без софитов и телекамер.

Когда говорят, что наш город — это огромный организм, улицы в воображении превращаются в реки, проспекты — в артерии. Если так, то Василий Лановой для Центрального округа был сердцем. Все — от природного обаяния до гражданской позиции, его бесконечная любовь к родному городу и его людям давно поставили Василия Ланового на постамент, сложенный из кирпичиков народной любви. Отсюда — и боль, и растерянность из-за его ухода. Да, ему было 87. Но проститься оказалось труднее, чем можно было представить.

Лучшие роли народного артиста:

«ИДУ НА ГРОЗУ» (1965)

Противопоставление ученых Олега Тулина и Сергея Крылова, сыгранных Василием Лановыми Александром Белявским, интерес общества к науке, тема любви и ее крушения сделали фильм культовым.

 

 

«АЛЫЕ ПАРУСА» (1961)

Романтическая сказка о любви, написанная когда-то Александром Грином, подарила миру образ сбывшейся мечты — алые паруса. В Артура Грея в исполнении Василия Ланового влюбилось практически все женское население СССР.

 

 

«ОФИЦЕРЫ» (1971)

Ивана Варавву, сыгранного Василием Лановым, особенно представлять не нужно. Честь выше всего остального, самоотреченность в любви, верность, долг, слово друга — в этом фильме было все, что характеризовало эпоху.

 

 

«ДНИ ТУРБИНЫХ» (1976)

 Пьеса М. Булгакова, наполненная размышлениями о судьбах страны. Все вокруг — обломки. Нет ничего: ни надежд, ни веры в будущее. Осталась только честь. Лановой сыграл поручика Шервинского.

 

 

«ЧУЖОЙДЕД» (2016)

Одна из последних и потрясающая работа Ланового. Под видом соцработника в дом старого художника проникает черный риелтор. Но планы мошенников может разрушить искренность и доброта...

Новости партнеров