Опрос

22 мая 1856 года день основания Третьяковской галереи. А Вы знаете, какую картину Петр Третьяков не захотел покупать для галереи?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Маленький прохожий Александр Сергеевич

Маленький прохожий Александр Сергеевич
Маленький прохожий Александр Сергеевич
Маленький прохожий Александр Сергеевич

Между бурным Садовым кольцом и спокойной Плющихой вьется неширокой лентой, пересекая другие переулочки, тихий 1-й Неопалимовский.

Прогуляться по нему любителю старины — одно удовольствие: тут много интересных домов и зданий с историей.

Но если остановиться на пересечении 1-го и 2-го Неопалимовских переулков, можно увидеть один из секретов 1-го Неопалимовского — необычный памятник. Он спрятан за оградой дома № 4, которая летом сплошь скрыта зеленью и почти полностью скрывает фигурку. Но весной, пока в небольшом дворике зелень еще не бушует, чудо-памятник откроется вам. Итак, прильнули к ограде? Не может быть… Здравствуйте, Александр Сергеевич!

Небольшого росточка человек с мгновенно узнаваемыми чертами лица стоит посреди дворика, задумчиво и напряженно глядя внутрь себя. Высокий цилиндр на кудрявой голове выглядит чуть комично, мешковатые штаны нелепого кроя, чрезмерно сильно приталенный кафтан придает образу чудинку.

Ну точно, вот почему такая узнаваемая фигурка! Пушкин сам рисовал себя так, это же скульптурное воплощение его знаменитого шаржа на самого себя!

Необычный, сильно отличающийся от знаменитых памятников-собратьев, «неопалимовский» Александр Сергеевич во дворике не одинок. Неподалеку от него смотрит в неведомые выси трагически одинокий Александр Блок, а развлекает их скорбный, в небеса посылающий тревожные сигналы Некто, именуемый «Играющим на флейте». Вот такая странная, разноплановая компания собралась во дворике дома, где располагается редакция журнала «Наше наследие» — собственно, по инициативе журнала скульптуры и были поставлены.

Удивительно: Александр Сергеевич поселился в этом дворике много лет назад, в 1999 году, но до сих пор многие не открыли для себя это скульптурное чудо, фантастическим образом помогающее понять душу великого поэта.

Автор всех трех памятников, скульптор Лазарь Гадаев изобразил поэта не преисполненным внешнего лоска денди и не скорбным вольнодумцем, не обольстителем, не хулиганом и не трагической фигурой. Перед нами — просто прохожий, идущий через московский дворик, в отсутствие зрителей — расслабленно размышляющий о чем-то своем, скорбящий, задумчивый, впервые за долгое время не играющий роли, а живущий «вне образа».

Эти простота и ясность при глубинности внутреннего смысла каждого произведения были характерной чертой творчества Гадаева. Судьба скульптора Гадаева была не слишком счастливой — с точки зрения общепринятой. Он был невероятно требователен к себе, мучим внутренними терзаниями, сомнениями, работал всю жизнь с абсолютной, двухсотпроцентной самоотдачей. Наградой за его труды стало для него признание поклонников, но особых регалий и почестей он не заработал. При этом вклад Гадаева в современную скульптуру велик —­ сонм созданных им удивительных образов, тревожащих воображение, его особый, неповторимый стиль — все это позволило скульптору занять особую нишу в искусстве и остаться в памяти поклонников и коллег.

Лазарь Гадаев родился в Осетии в 1938 году. Окончил Суриковку в 1966-м. Люди, знавшие Гадаева близко, говорили, что его скульптуры так наполнены поэтикой потому, что он сам писал стихи и притчи. Всю жизнь работая в Москве, он так и не оторвался и от поэтики своей малой родины. Его не поработил урбанизм — во всех скульптурах Гадаева присутствуют народные мотивы, фольклорная притчевость, наивность не потерявшей способности восхищаться души и мудрость простоты.

В 1978 году Лазарь Гадаев стал лауреатом конкурса выставки малой пластики в Венгрии, после чего выставлял свои работы в странах Европы, Азии и в США. Многие запомнили выставку Гадаева и Натальи Нестеровой в ЦДХ — в 1989 году это был прорыв… Последней работой мастера стала скульптура Мандельштама, установленная в Воронеже к 70-летию со дня смерти поэта.
Увы, сам Лазарь Гадаев уже не мог принять участия в торжествах. Он сгорал на глазах в свои почти 70, в которые не верилось — он сохранял удивительную внешнюю молодость и мудрую красоту.
…Маленький прохожий, «обычный гений», замер на минуту в тихом дворике Неопалимовского. Таким увидел его другой гений — необычный пластик, скульптор-поэт Гадаев.

Созданные им фантастические образы Пушкина и Мандельштама — результат не просто вспышки вдохновения, а следствие огромной работы сердца и ума. Познакомьтесь с его Пушкиным — и увидите отражение души скульптора — мятущейся, размышляющей, мечтавшей быть услышанной.

Новости партнеров