Опрос

22 мая 1856 года день основания Третьяковской галереи. А Вы знаете, какую картину Петр Третьяков не захотел покупать для галереи?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Пейзаж за окном художника

23 февраля 2022 года. Дом № 6 в Турчаниновом переулке. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
23 февраля 2022 года. Дом № 6 в Турчаниновом переулке. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
23 февраля 2022 года. Дом № 6 в Турчаниновом переулке. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
23 февраля 2022 года. Дом № 6 в Турчаниновом переулке. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»

Завершена реставрация дома № 6 в Турчаниновом переулке (Хамовники). В конце 1870-х годов здесь находилась первая московская квартира братьев-художников Васнецовых.

В 1961 году искусствовед Виктор Лобанов выпустил книгу «Виктор Васнецов в Москве». В предисловии утверждается, что она написана на основе «неоднократных длительных бесед» с братьями Васнецовыми — Виктором (1848–1926) и Аполлинарием (1856–1933). Это единственный источник, из которого можно узнать о жизни этих художников в Турчаниновом переулке.

Набраться московского духа Первым в Москву перебрался Виктор Васнецов. Он получил художественное образование в Петербурге и к 30 годам стал известен сценами на современные для того периода темы. Но его тянуло к сюжетам из национальной истории и сказок. Васнецов решил пожить в старой русской столице. Семья знаменитых меценатов Мамонтовых подыскала ему квартиру на Остоженке, в переулке, который тогда назывался 3-м Ушаковским (название Турчанинов он получит в 1922 году). Двухэтажная усадьба, построенная в 1874-м, называлась, по имени владелицы, домом Истоминой.

В марте 1878 года Виктор Васнецов поселился там с женой, а чуть позже к нему присоединился младший брат.

— Трудно было в это время Виктору, — вспоминал много лет спустя Аполлинарий Васнецов в разговоре с Лобановым. — Петербургские деловые связи были порваны, а московские еще не налаживались... Работал главным образом Виктор, а я у него был как бы заведующий хозяйством.

1914 год. Виктор Васнецов (в центре) с братьями Аркадием (слева) и Александром. Фото С.А. Лобовикова из фондов Кировского обл. худ. музея им. В.М. А.М. Васнецовых
1914 год. Виктор Васнецов (в центре) с братьями Аркадием (слева) и Александром. Фото С.А. Лобовикова из фондов Кировского обл. худ. музея им. В.М. А.М. Васнецовых

Но все же братья чувствовали, что сделали правильный выбор. Они много бродили по городу, осматривали архитектурные памятники.

— В прогулках по улицам, Кремлю и вокруг Кремля я набирался московского духа, запоминал встречных людей, толкаясь среди народа, на базарах и площадях, — рассказывал Васнецовстарший Виктору Лобанову.

«Кажется, Виктор Васнецов. Он получил я что-то сфальшивил» В 3-м Ушаковском Виктор Васнецов заканчивал картину «Преферанс» (1879), начатую в северной столице. Компания чиновников увлечена игрой, а за окном занимается летний рассвет.

— Кажется, я что-то сфальшивил в том, что написал за окном, — признавался, по словам Лобанова, Виктор Васнецов. — Пейзаж я взял уже не петербургский, а тот, что видал по утрам в Ушаковском переулке… Московские игроки даже рюмки по-другому берут и карты по-другому держат.

В 1880 году Виктор Васнецов завершил два первых крупных полотна на тему русской старины — «Ковер-самолет» и «После побоища Игоря Святославовича с половцами». В той же квартире был написан «Портрет А. В. Васнецовой , жены художника» (1878). За спиной женщины угадывается начатое полотно «После побоища…» Ужасно жаль, что Виктор Михайлович не взял более общий план и не оставил нам изображения своей мастерской… Если верить Владиславу Бахревскому, автору биографии Виктора Васнецова в серии «Жизнь замечательных людей» (1989), осенью 1880-го художник с женой уже переселились в Зачатьевский переулок (в какой именно — 1-й, 2-й или 3-й, — не уточнено). По другим источникам, они жили в 3-м Ушаковском до 1881 года, до переезда на Воронцовскую улицу. Видимо, Аполлинарий Васнецов съехал с квартиры одновременно со старшим братом.

Фольклорная преемственность

В 1898–1917 годах зданием в 3-м Ушаковском переулке владел архитектор Александр Иванов (1845), автор проекта гостиницы «Националь». После революции дом оставался жилым. А в постсоветское время оба этажа занимал Государственный республиканский центр русского фольклора. Если учесть, на какие темы писал Виктор Васнецов, то преемственность символичная...

К сожалению, опрошенные нами бывшие сотрудники центра не знали, какие комнаты в свое время служили художнику квартирой. Не исключено, что от планировки 1870-х годов там мало что оставалось.

Осенью 2016 года Государственный республиканский центр русского фольклора ликвидировали, присоединив к Государственному российскому дому народного творчества имени В. Д. Поленова. Опустевшее здание, еще в 2005 году признанное объектом культурного наследия регионального значения, сильно обветшало. Наконец, прошлым летом было принято решение о его реставрации.

— В течение девяти месяцев специалисты бережно приводили в порядок как конструктивные, так и декоративные элементы памятника, — сообщил глава столичного Департамента культурного наследия Алексей Емельянов. — Особое внимание было уделено сохранению изящных лепных деталей в интерьерах, а также исторических лестниц. Другой значимой частью работ стал ремонт инженерных систем. Сейчас здание полностью готово к использованию.

Новости партнеров