Перед экзаменами надо пить валерианку. Мамам!
В Сети появилась информация о том, что с детьми, которым предстоит сдавать экзамены, будут работать психологи. Они и проследят за тем, чтобы атмосфера во время испытаний была антистрессовой и максимально благоприятной.
Дело благое, уверена – как человек, который последние пять лет ежегодно присутствует на творческом собеседовании в один из гуманитарных вузов страны. А еще бы – с мамами поработать…
Собеседование – не экзамен, но живое общение, в результате которого можно выделить лучших – из достойных. Состоит оно из двух частей – письменной, в результате которой дети сдают работы на заданные темы, и устной. Беседа благожелательная, вполне радушная, никто «абитуру» не мучает, не прессует. Но смотреть на них – боль.
Мокрые ладошки и подмышки, влажный лоб и пересохшие губы. Забыто все – даже элементарное слово «здравствуйте», которое собирались произнести еще у дверей. Язык не ворочается, по коже бегают мурашки, которых абитуриент нервно сбрасывает с себя, напоминая душевнобольного.
Ситуация прошлого года… Не забыть. Чистый кошмар! Умные глаза, внимательные. И – полное фиаско. Не помнит, что читал, что смотрел, путает Лермонтова и Пушкина и никогда «не пил вино из одуванчиков». Кошмар.
Пацана жалко ужасно. Перепутав направление, вместо двери он порывисто встает в сторону окна. Насильно усаживаю обратно.
- Пожалуйста, успокойтесь. У вас прекрасные баллы на ЕГЭ, хорошее творческое сочинение. Что сейчас случилось? Тут никто не кусается.
- Мать убьет… - с трудом различаю свистящий шепот. – Она меня просто убьет.
Начинаем говорить – ну, все понятно. Если не поступить – все, смерть, позор, преисподняя.
- Я не помню, когда спал, честно. Она сказала – готовься к собеседованию. И я…
И он готовился. Как? Если собеседование предполагает беседу «по общим вопросам»? Не спал, мы подсчитали, трое суток. Чтобы не засыпать, пил кофе, им же запивал пустырник. Руки трясутся. Глаз дергается.
Сдающая с ним в одном потоке девочка начала рыдать, когда не вспомнила, как зовут героиню «Войны и мира». Доведенные до точки и до ручки, абитуриенты держатся до последнего, но иногда «сдают». Еще бы, ведь дома им объяснили, что вопрос ставится так: жить иль не жить, поступить или не поступить – вот в чем вопрос.
- Ну а что будет, даже если вы не поступите? – спрашиваю у заплаканной девушки.
Треугольные плечики трясутся, кудряшки на затылке прыгают в ритме рыданий.
- Тогда все, конец всему, - всхлипывает она. – Даже отдыхать не поедем.
… Я все понимаю. Поступление или непоступление в вуз – важнейшие жизненные этапы для вчерашних школьников. И ничего, что часть из них делают свой выбор практически неосознанно, а кто-то уходит из вуза через год, поняв, что совершил ошибку. В момент, когда определяется судьба и карьерное направление движения ребенка, любая мама будет нервничать!
Но нервничать – не значит раскалять ситуацию до белого огня. Это не край! И поступление, каким бы заветным оно ни было, не решает всех проблем и еще не гарантирует успех. Но именно оно становится дополнительным камнем преткновения в отношениях родителей и детей.
Уже были случаи суицида детей после провала на экзаменах. Уже за плечами у нас, родителей, свои опыты и практики, свои нервы, свои знания относительно того, что на самом деле ценно, а что – сиюминутно. Конечно, дети должны уметь бороться за себя и свое место под солнцем. Но они не должны думать, что экзамены – край жизни, за которым она либо завершается, либо начинается, что это не просто некая важная точка, а точка решающая. Таблички «Выхода нет» в их сознании возникать не должно.
Пожалуйста, не делайте драмы из непоступления ребенка в вуз. Поступит – молодец! Нет – значит, будем время позаниматься, что-то нагнать. В конце концов – определиться, тот ли это вуз, что нужен именно ему.
Пусть у вчерашних школьников все сложится. А мамам – валерианки. И побольше. Детям на благо и удачу.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
"С одной стороны, ученье кончилось. Школа научила всему, чему могла, и чему ребенок был способен и захотел выучиться. С другой стороны, качество полученного образования — еще в непроглядном тумане". Обозреватель Александр Лосото в авторской колонке на сайте газеты "Москва.Центр" - о школьном последнем звонке.