Опрос

25 апреля отмечается Всемирный день пингвинов. А вы знаете, какой из проживающих в Московском зоопарке, занесен к Международную Красную книгу?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Я фантазерка, и была ею с детства

Художница Екатерина Попова Гамаюн. Фото: личный архив

Художница и дизайнер Екатерина Попова-Гамаюн — одна из основателей направления «паблик-арт» в столице. Двадцать лет назад вместе со своим братом напористая молодая девушка сумела перенести искусство из галереи на улицы Центрального округа.

Вначале 2000-х амбициозные художники начали знакомить москвичей с новым направлением в искусстве — «паблик-арт». Городские пространства стали площадкой для творчества, а прохожие — зрителями. В 2003 году художница и ее брат Андрей запустили в Москве акцию День скамейки: они расписали яркими красками серые лавочки на Чистых прудах. Однако к такому смелому решению художница пришла не сразу.

Поиск себя

— Я фантазерка, и была ею с детства. Постоянно что-то придумывала и потом свои идеи, какими бы они ни казались фантастическими, воплощала в реальность, — улыбается Екатерина. — Поэтому я связала свою жизнь с творческой профессией и поступила на факультет журналистики МГУ.

На выбор Екатерины во многом повлиял ее отец — Геннадий Григорьевич, работавший фотокорреспондентом ТАСС (тогда ИТАР-ТАСС. — «МЦ») по Казахстану, а потом Владимирской и Ивановской областям.

— В детстве я любила писать рассказы, сочинять стихи, поэтому была довольна выбором, на который повлияла профессия отца. Но после окончания университета, долгое время проработав в российских СМИ, решила кардинально изменить свою жизнь и заняться искусством, — рассказывает художница.

Имея за плечами художественную школу, филологическое образование и огромное желание творить, Екатерина буквально ворвалась со своими полотнами в арт-пространства Москвы.

— В Лондоне я познакомилась с разными направлениями современного искусства, — говорит она. — Там я открыла для себя направление «паблик-арт». И когда вернулась в Москву, решила развивать его здесь. В конце 90-х о нем даже дизайнеры не слышали, что уж говорить про неискушенных новыми видами искусства москвичей...

А не выдумать ли новый жанр

В 2003 году Екатерина и ее брат Андрей предложили городским властям расписать серые лавочки на Чистых прудах.

— Таким образом мы хотели показать, что в нашем городе не хватает искусства. А такие арт-объекты, как расписные скамейки, могут восполнить эстетические потребности москвичей, — объясняет суть идеи Екатерина.

Вместе с командой художников они взялись за дело.

— К зарождению городского искусства власти относились очень осторожно. Нам сразу дали предупреждение, чтобы мы не использовали провокационные мотивы в дизайн-проектах лавочек, — вспоминает Екатерина. — Мы даже не стали использовать черную краску, чтобы кто-нибудь вдруг не решил, что мы хотим просто испортить объекты. Оценивая эту ситуацию с точки зрения современности, это кажется странным. Но в начале 2000-х, когда все было в новинку, это выглядело нормальным.

Арт-объекты на Чистых прудах радовали прохожих около трех лет. О них писали в газетах, показывали по телевизору. Москвичи «распробовали» новое искусство. Под руководством ее брата Андрея идея переросла в проект «Лавка мира», которая шла на протяжении долгих лет с участием многих художников.

Хитросплетения жизни

Арт-объект — силуэт человека в позе лотоса с лабиринтом внутри на открытой площадке представительства автомобилестроительной компании в Замоскворечье.
Арт-объект — силуэт человека в позе лотоса с лабиринтом внутри на открытой площадке представительства автомобилестроительной компании в Замоскворечье

Тема лабиринтов занимает важное место в творчестве художницы. Элементы переплетенных линий в ее работах появились от впечатлений после поездки в Лондон, который славится на весь мир школой ландшафтного искусства и роскошными английскими садами. В 2006 году на открытой площадке представительства автомобилестроительной компании в Замоскворечье дизайнер создала десятиметровый арт-объект — силуэт человека в позе лотоса с лабиринтом внутри.

— Для многих людей лабиринт — это символ препятствий, которые важно преодолеть на пути к выходу. Но я хотела показать, что порой нам нужно забыть об исходе и наслаждаться хитросплетениями жизни, ведь она интересна во всех своих проявлениях. Главное — научиться обращать внимание на детали, — объясняет Екатерина. Перенести рисунок с листа бумаги формата А3 на большую площадку оказалось сложной задачей: широкоформатная печать тогда массово не использовалась даже специалистами.

— Человек-лабиринт оказался центром притяжения для многих ценителей художественного искусства, — говорит дизайнер. — А еще друзья рассказывали, что видели мой артобъект в эпизодах российских художественных картин. До сих пор вспоминают.

Публика наблюдала

По словам Екатерины Поповой-Гамаюн, еще одним из интересных и значимых эпизодов в ее творческой жизни было создание портретов великих личностей на фестивале «Яркие люди».

— На глазах у прохожих я рисовала портреты Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого, Цветаевой, — рассказывает москвичка. — Эти работы я писала акриловой краской на специальных кубах, которые затем отвезли в образовательные учреждения. Талантливый человек, как говорится, талантлив во всем. В Москве Екатерина занималась не только художественными проектами. В 2004 году она стала соинициатором и соорганиз атором проек та «Линия. Голоса метро».

— 12 популярных российских актеров озвучивали названия станций Сокольнической линии, — говорит художница. — В проекте приняли участие Людмила Гурченко, Любовь Полищук, Татьяна Васильева, Сергей Юрский и другие знаменитости. Впереди у Екатерины еще много творческих проектов. Сегодня она по-прежнему создает необыкновенные по своей глубине и смыслу живописные работы, пишет футуристические сказки, работает над своей авторской коллекцией предметов интерьера и украшений в русском стиле, а также мечтает создать сад в виде вышивки.

КСТАТИ  

Паблик-арт зародился в США в 1960-х. Тогда на центральных и периферийных городских площадях специалисты установили масштабные скульптуры американских художников: Александра Колдера, Класса Ольденбурга, Ричарда Серры. С 1967 по 1995 год в разных городах Америки появилось 700 скульптур и арт-объектов.

Новости партнеров